Поначалу все смахивало на чиновничью недоработку, но дело оказалось серьезнее: с начала 2017 года все вводимые в оборот автомобили, новые и подержанные, обязаны иметь систему ЭРА-ГЛОНАСС, и при всей абсурдности ситуации, исключений для импорта б/у авто пока не сделано.
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС
Это система оповещения экстренных служб в случае серьезных ДТП и других происшествий, которая работает как в автоматическом режиме, так и допускает самостоятельный вызов помощи.
Физически ЭРА-ГЛОНАСС представляет модуль, видимая часть которого — это кнопка SOS, нажатие которой позволяет связываться с колл-центром по собственной инициативе. Помимо вербальной связи, система передает операторам координаты места происшествия, марку и модель автомобиля, тип используемого топлива и другие параметры.
В автоматическом режиме система реагирует на перегрузки и/или срабатывание подушек безопасности.
Есть ли исключения
Установка «ЭРЫ» не обязательна для уже эксплуатируемых в России автомобилей, хотя власти разработали процедуру добровольного оснащения ей машин для всех желающих (интересно, найдутся ли?)
В случае с новыми автомобилями ЭРА-ГЛОНАСС обязательна для получения одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое действует три года. Так появилась небольшая лазейка, например, если ОТТС получен или продлен в конце 2016 года, внедрение ЭРА-ГЛОНАСС отсрочивается на три года. Это привело к несколько парадоксальной ситуации, когда импортируемая Toyota Corolla имеет систему ЭРА-ГЛОНАСС, а в доску своя Lada Kalina — нет.
При этом праворукая Toyota Corolla, ввозимая из Японии, отныне обязана иметь ЭРА-ГЛОНАСС без каких-либо послаблений.
Можно ли поставить ЭРА-ГЛОНАСС самостоятельно
Можно, потому что сами модули производятся в том числе российскими компаниями и есть в свободной продаже, а цена с установкой — порядка 30 тысяч рублей. Правда, речь в этом случае не о полноценной ЭРА-ГЛОНАСС с автоматическим вызовом подмоги, а о «ручных» системах, которые позволяют сообщить о беде, нажав кнопку. В официальной документации они называются УВЭОС — устройства вызова экстренных оперативных служб. Впрочем, техрегламент и требует отметки об УВЭОС в свидетельстве о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС), что позволяет получить ПТС и поставить машину на учет.
Однако помимо установки УВЭОС требуется его сертификация, и в этом — главная проблема. Так, на сайте таможенной службы владелец американского пикапа делится своей историей: за сертификацию автомобиля 2016 года выпуска НАМИ потребовало 800 тысяч рублей! Де-факто это означает, что требования установки ЭРА-ГЛОНАСС на подержанные автомобили заведомо невыполнимы.
Упрощенный порядок
Коль скоро запрет на ввоз подержанных иномарок больше всего ударил по жителям Дальнего Востока, в дело вмешались власти региона, в частности, губернатор Приморского края Владимир Миклушевский пообещал способствовать изменению технического регламента для упрощения процедуры ввоза подержанных иномарок.
И в этом есть смысл, хотя бы по той причине, что требования к частникам по аналогии с требованиями к автогигантам выглядят заведомо нереалистичными. Более того, на сайте АО «ГЛОНАСС» появились подробности нового порядка, который предполагает установку УВЭОС в специализированных фирмах без какой-либо дополнительной сертификации. Однако не успели обрадоваться импортеры б/у, как на сайте появилось уточнение — порядок распространяется только на машины, уже введенные в эксплуатацию! Другими словами, это вариант для добровольного оснащения ЭРА-ГЛОНАСС уже эксплуатируемых машин.
Что же касается импорта б/у, ситуация выглядит безрадостной. Правда, таможня Дальнего Востока отчиталась о пропуске нескольких сотен ввезенных в начале года автомобилей, но подобный шаг преподносится, скорее, как послабление на переходный период. Как заявил полпред президента на Дальнем Восток Юрий Трутнев, изменений в техрегламенте не будет, как не будет и никаких исключения для подержанных иномарок. По большому счету, вопрос еще не решен окончательно, однако шансов, что «бэушки» вновь пустят в Россию, все меньше.
Борьба с ветряными мельницами
Власти подают нововведения под соусом заботы о безопасности, и в целом, с этим можно было бы согласиться, если бы требования об установке УВЭОС были выполнимы. Если производители еще могут потратить сотни тысяч рублей на сертификацию, то частники — нет.
Да и в масштабах страны, где на учете стоят более 50 млн автомобилей, ввоз 30 тыс. подержанных машин без ЭРА-ГЛОНАСС вряд ли сильно влияет на статистику безопасности. Особенно с учетом того, что из тех 50 млн системой оснащено пока несколько тысяч новых машин.
За последние десять лет импорт подержанных иномарок упал в 10 раз: его подкашивали пошлины, затем — курсы валют. И, кажется, финальную точку в этой агонии поставит ЭРА-ГЛОНАСС.