Китайский рынок низкоскоростных электромобилей (low-speed electric vehicle, LSEV) мало освещается СМИ и не контролируется правительством, которое не дотирует эти электрокары и не обязывает выдавать на такие автомобили номера, а инициативу по их распространению иногда проявляют лишь местные органы власти. Между тем это огромный, по сравнению с обычными электромобилями, и стремительно растущий рынок.
По данным независимой Шаньдунской организации производителей LSEV (а именно в этой провинции сосредоточены основные автосборочные предприятия) продажи низкоскоростных электромобилей в Китае в 2016 году достигли отметки 1,2 миллиона машин. Помимо провинции Шаньдун, заводы имеются в провинциях Хэнань, Хэбэй и Ганьсу.
Обычно в Китае к низкоскоростным электрокарам относят автомобили со скоростью менее 70 км/ч, хотя бывают и редкие исключения, когда производитель заявляет скорость до 80-90 км/ч.
Основными покупателями LSEV считаются пожилые люди, но последнее время ситуация меняется. Благодаря доступной цене и отсутствию сложностей с водительскими правами, такие электромобили становятся все более популярны среди молодежи, часто они выступают в роли первого автомобиля, что является одним из факторов роста продаж, который в целом по отрасли составляет 60%.
Репортер издания CNEV посетил один из магазинов по продаже электромобилей, где владелец подтвердил растущую популярность электрокаров. По его словам, он продал в 2016 году более 1500 тысяч LSEV, что на 400 штук больше, чем годом ранее. Пока корреспондент брал интервью, покупатели взяли 2 новых автомобиля.
Согласно приблизительным статистическим данным, озвученным владельцем автосалона, около 60% покупателей «электромобильчиков» – это люди 45-летнего возраста, более 10% приходится на 35-летних, остальные – на молодежь и стариков.
Что касается технических характеристик, то большинство (80%) продаваемых LSEV имеют запас хода на одном заряде около 100 км и свинцово-кислотные АКБ, что значительно удешевляет их стоимость в сравнении с обычными электромобилями, оснащенными литий-ионными батареями. Также обслуживание таких машин обходится значительно дешевле: как правило – это ТО каждые 5000 км по цене около 100$.
Заряжаются маленькие электромобили от стандартной сети 220 В, что многие покупатели считают удобным. При этом заряда многим хватает на несколько дней.
«Мы в основном используем автомобиль для прогулок или чтобы забрать ребенка, купить еду и т.д. В принципе, одного заряда хватает для нас на целую неделю», - рассказывает один из китайских пользователей LSEV.
Стоит также отметить, что доступность низкоскоростных электромобилей сегодня уже не означает низкое качество. Основные производители LSEV уже модернизировали свое производство и, в условиях высокой конкуренции на этом рынке, предлагают вполне качественную продукцию, зачастую не уступающую автомобилям ведущих автоконцернов Китая.
Многие миниэлектрокары уже заслужили репутацию и на слуху у китайцев. К ним относятся, например, FULU, Levdeo, Byvin, Yogomo, Lichi, Dayang, которые за последнее время значительно повысили свой уровень производства.