Автор «Психологии биоробота» и «Фиктивных денег», доктор экономических наук Александр ИСАЕВ опубликовал проспект своей новой книги «Украсть при обмене (секреты «хозяев мировых денег»)», в которой в популярной форме изложил основы теории крупномасштабного финансового мошенничества.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
В начале «нулевых» я разместил в Интернете (Библиотека Максима Мошкова) краткую версию книги «Фиктивные деньги». В то время я подготовил к защите диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук, которая была посвящена изучению влияния обращения фиктивных денег (денежных суррогатов) и фиктивных товаров (иллюзорных товаров) на развитие реального сектора экономики. Поскольку в то время даже среди моих коллег отношение к «фиктивным ценностям» было, мягко говоря, настороженное, я решил «подготовить почву», продвигая основные идеи диссертации в первую очередь через Интернет.
В целом интернет-сообщество отреагировало на книгу благосклонно. Причем особенно меня удивили «акценты», которые были расставлены читателями после знакомства с книгой. Большинство из них пришло к заключению, что особую ценность книга имеет для теории права, поскольку раскрывает правовую природу такого почти не изученного явления как «макроэкономическое мошенничество». (Речь о крупномасштабном мошенничестве, в результате которого части своего имущества лишается подавляющее большинство граждан страны.) Такое же мнение было и у редакционной коллегии журнала Генеральной Прокуратуры РФ «Законность», которая в 2005 санкционировала публикацию двух моих статей, создавших фундамент теории финансового мошенничества: «Фиктивные деньги как инструмент мошенничества» и «Инвалюта как инструмент макроэкономического мошенничества».
Почему макроэкономическое мошенничество вызвало в то время такой интерес?
Всего несколько лет до этого в России случился «дефолт». В результате отказа властей платить положенные проценты (а они были баснословными) по государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) рынок последних рухнул в один день. В свою очередь ликвидация рынка ГКО привела к тому, что коммерческие банки стали искать другие финансовые инструменты. В конце 90-х был лишь один надежный финансовый инструмент – иностранная валюта. Банки стали скупать инвалюту, что спровоцировало падение курса (цены) рубля по отношению к «твердым» валютам. Всего лишь в течение нескольких месяцев курс доллара по отношению к рублю вырос в 5 раз (с 6 до 30 руб./долл.), что привело к стремительному росту цен в рублевом выражении, как на импортные, так и российские товары.
Причем у продвинутой части общества сформировалось убеждение, что все эти рыночные «пляски» носят рукотворный, тщательно просчитанный характер, цель которого – обеспечить перераспределение реального имущества между одними субъектами рынка в пользу других. В частности, в пользу собственников предприятий, ориентированных на экспорт.
Короче, у продвинутой части общества возникла потребность разобраться в механизме отъема у них части реального имущества путем манипуляций с финансовыми инструментами на рынке, чтобы, как минимум, не попасть под аналогичную «раздачу» в следующий раз.
В первом приближении суть финансового мошенничества можно проиллюстрировать на следующем примере.
Деревенский пастух пасет коров. Каждое утро он проходит по дворам и собирает коров для выпаса, а затем вечером возвращает коров их хозяевам обратно. Однажды ему приходит в голову гениальная идея. Пастух покупает резиновых коров, надувает их воздухом и вечером возвращает их взамен настоящих. В результате пастух становится хозяином настоящих коров, а односельчане – резиновых, надутых воздухом.
Понятно, что здоровых на голову людей пастух провести не сможет. Однако, если речь идет о «резиновых деньгах», то вполне. Не зря фальшивомонетничество насчитывает не одну тысячу лет.
Всем хорошо фальшивомонетничество. Одно плохо. Могут посадить, и даже убить. Именно поэтому самые «светлые головы» человечества долго думали о том, как сделать так, чтобы фальшивомонетничество де-факто, сделать официальной, респектабельной деятельностью де-юре.
И вот, что они придумали.
В основе идеи экономики товарно-денежного обмена лежат следующие незыблемые правила. В такой экономике все произведенные товары должны обмениваться на рынке при обязательном участии денег. (Многие будут смеяться, но в условиях узаконенного товарно-денежного обмена безденежный (натуральный, бартерный) обмен товарами по своим экономическим последствиям ничем не отличается от фальшивомонетничества; тут надо выбирать: или - или.) Причем деньги, обращающиеся в экономике, должны быть «справедливыми».
Что значит «справедливые» деньги?
В идеале выпуск денег должен отвечать интересам всех собственников товаров, поскольку в условиях товарно-денежного обмена собственник может освободиться от своего товара лишь в обмен на деньги. В этой связи «справедливыми» («легитимными») деньгами являются такие средства обмена, обращение которых отвечает интересам большинства рыночных субъектов и узаконено государством. Причем эмиссией денег должен заниматься орган, действующий в интересах всех владельцев денег.
Дело в том, что условиях денежного обращения собственник, продавший свой товар за определенное количество денег, становится «заложником» покупательной способности денег. Если покупательная способность денег уменьшается, то уменьшается и то количество реальных товаров, которые собственник может приобрести за вырученные от продажи первого товара деньги.
В свою очередь покупательная способность денег может уменьшиться, как минимум, в двух случаях:
1) при дополнительной эмиссии так называемых «легитимных денег»:
2) при введении в обращение отдельными участниками рынка так называемых «фиктивных денег» (т.е. нелегитимные деньги; денежные суррогаты).
Таким образом, основными принципами крупномасштабного финансового мошенничества являются:
1) эмиссия и выбор формы введения в обращение денег в нарушение имущественных интересов подавляющей части владельцев «старых» денег;
2) свобода эмиссии платежных средств органом, не уполномоченным подавляющим большинством владельцев «старых» денег (т.е. речь о свободе эмиссии «резиновых», «фиктивных», «нелегитимных» денег, так называемых «денежных суррогатов»).
Одним из наиболее известных примеров «узаконенного фальшивомонетничества» является выпуск и последующее использование в качестве платежных средств корпоративных векселей. Как тут не вспомнить печально известные в России залоговые аукционы середины 90-х, когда крупнейшие государственные предприятия зачастую приобретались за «фантики». Речь о корпоративных векселях, «нарисованных на коленке» незадолго до начала аукциона.
Книга состоит из трех частей.
Первая часть «Фиктивные деньги» посвящена теории современных денег; чем «полноценные», «справедливые», «легитимные» деньги отличаются от так называемых «заменителей денег», «денег, только кажущихся легитимными», «несправедливых денег». Какова природа так называемой «экспансии банковских депозитов». Какие должны быть правила бухгалтерского учета фиктивных денег.
Вторая часть «Финансовые пузыри» посвящена теории фиктивных товаров, чем реальные товары отличаются от фиктивных товаров, «финансовых пузырей». Какова природа так называемой «экспансии акционерного капитала». Какие должны быть правила бухгалтерского учета фиктивных товаров.
Третья часть «Финансовое мошенничество» посвящена основным принципам финансового мошенничества.