Американская The New York Times на минувшей неделе в очередной раз предъявила России претензии в накачивании ракетных мускулов и нарушении договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД). Та самая Таймс, которую президент Дональд Трамп упомянул в перечне американских СМИ, распространяющих фейковые новости как враги народа. Не нашего - американского. Впрочем, и нашего тоже.
Очень большая и, по сути, не содержащая ни одного факта статья построена на том, что Россия предположительно создала новые крылатые ракеты, возможно нарушающие договор об РСМД, и тайно разместила их наверное где-то в центральной части России, что, может быть свидетельствует о замаскированных агрессивных намерениях, так как ракета очень похожа на используемые в Искандерах.
На самом же деле статья в The New York Times содержит очередные нападки на Дональда Трампа, который, видите ли, может не совладать с Россией, которая вот-вот нападет если не на США, то на союзников по НАТО. И говорить о каких-либо договорах с Россией президенту США невместно до тех пор, пока он не разберется с этими ракетами и нарушением договора.
Известный миротворец и человеколюб Михаил Горбачев в 1987 году заключил со Штатами договор преткновения, согласно которому запрещалось создавать ракеты наземного старта с дальностью 500-5500 км, а уже имеющиеся подлежали уничтожению. Если при этом помнить, что отставание США в разработке ракет имело место, то ответ на вопрос кому выгодно? очевиден.
В результате американцы отправили в утиль свои устаревшие Першинги и вполне современные в то время КР Томагавк BGM-109G, а СССР - целую линейку самых разных разработок - старых Р12 и 14, новых - Пионер, ОТР 9К76 Темп-С и 9К714 Ока. США прекратили работы над Першинг 1В, наши - над РК-55 Рельеф.
Что творили американцы
А пока разваливался СССР, а потом по России гуляли лихие 90-е, американцы спокойно нарушали заключенный договор. Все подробности до сих пор неизвестны, но установленный факт - в США создали, испытали и используют ракеты-мишени Hera и MRT-1 с дальностью более 1 тыс. км и LRALT (2 тыс. км). Формально - для испытания на них своей системы ПРО.
На все претензии России ответ до сих пор один - статья 8 пункт 12 договора позволяет подобные ускорительные средства. Вот только эта самая статья прямо запрещает их использование иначе как в системах вывода на орбиту тех же спутников. Но в те годы, как и в начале 21 века, американцы не переживали по поводу юридического обоснования и дошли до того, что в системах наведения этих ракет использовали радарные изображения местности, созданные для Першинг 2. А зачем ракете-мишени наведение на наземные цели?
На этом американцы не остановились и продолжили попирать грязными берцами договор РСМД. Не иначе в уверенности, что пока страна-бензоколонка очухается от 15-летнего правления борцов за мир, отставание в ракетных технологиях удастся ликвидировать.
Впрочем, разрабатывались и другие системы доставки, подпадающие под ограничения. Начав с не имеющих отношения к договору создания БПЛА, США успешно поставили на крыло беспилотники большой дальности, способные нести значительную боевую нагрузку. БПЛА MQ-9 Reaper при дальности свыше 5 тыс. км несут на внутренней подвеске две ракеты максимальной массой по 680 кг. Общая грузоподъемность и вовсе 1,7 т!
Здесь логика железобетонная - это же не ракеты - просто платформа доставки ракет.
Впрочем, с ракетами тоже нарушений хватает. Фактически, США делают то же самое, что и в конце 70-80-х годов - размещают вдоль границ с Россией ракеты Standard SM-3. Вот только теперь гораздо ближе - в бывших странах-союзниках СССР - Польше и Румынии. И тот факт, что называются они ракетами системы ПРО, сути не меняет - установки вертикального пуска Мк41 на этих так называемых базах ПРО спокойно принимают все те же Томагавки, для запуска которых придется просто загрузить в систему новую программу.
Фактически, к моменту появления претензий к России, США создали букет нарушений, превративший договор РСМД в филькину грамоту. А вишенкой на торте стал отказ США даже обсуждать что-либо в рамках оговоренной договором специальной комиссии. Что тоже грубо нарушает договор.
Здесь интересно то, что данная комиссия вообще не собиралась в 21 веке вплоть до осени прошлого года, невзирая на многочисленные требования Москвы.
Что же произошло?
Ретроспективный взгляд на всю эту историю говорит о том, что в Москве на провокации грубой силой решили не отвечать, договор не разрывать, а сыграть по предложенным американцами правилам.
Была разработана и в течение нескольких лет шла весьма изощренная игра, одной из основных фигур в которой стали пресловутые Искандеры.
Для начала Россия снабдила западную прессу подробными техническими характеристиками своего тактического ракетного комплекса. Западные СМИ привычно расписали, какое это грозное оружие в руках варвара и как всем страшно подумать, что с такой дубиной могут сделать русские. Еще за несколько лет до вооруженного переворота в Киеве, Россия начала продвигать упомянутые Искандеры в качестве ответа на размещение ПРО у своих границ. При дальности до 500 км под договор они не подпадали, зато успешно накрывали ту же Польшу. Основные европейские союзники при этом спали спокойно - до Турции, ФРГ, Британии или Франции ракеты 9М723 (СС-26) и КР 9М728, она же Р-500 (SS-7), никак не долетали.
Попугав ближайших к России поляков, которые в основном и продвигали на Западе страшную правду об Искандерах, Россия в 2014 году получила возможность разместить комплекс 9К720 Искандер-М в своем Крыму, добавив к ансамблю истеричные вопли Румынии и южных партнеров по НАТО.
А уже в конце 2015 года началось умиротворение террористов в Сирии, в том числе и периодическими массовыми пусками КР 3М14 Калибр кораблями Каспийской флотилии.
Весь мир содрогнулся, неожиданно осознав, что на вооружении России есть высокоточные КР морского базирования, способные за несколько тысяч километров влететь в открытую форточку. Или, в случае отклонения от цели, разбить оконное стекло и все равно прийти в гости именно к тому, к кому собирались. А в Пентагоне все понимают, что контейнер вертикального пуска можно и не на корабле установить. Фактически, они сами ранее именно это и сделали, устанавливая на базах ПРО ПУ Мк41, которые на флоте загружаются не противоракетами, а как раз Томагавками.
То есть, Россия наглядно продемонстрировала способность поступить аналогично. Но этим не ограничилась.
В 2013 году в России начались успешные запуски новой стратегической ракеты Рубеж (РС-26). С ракетного полигона в Плесецке были поражены цели на полигоне Кура. Всем желающим любезно дали пояснения - новая ракета имеет подтвержденную дальность 5800 км, под договор РСМД не подпадает. Действительно, придраться не к чему, все формальности соблюдены. Но терзают специалистов за океаном обоснованные сомнения. Ведь заявлена максимальная дальность. А минимальная? Да и общий вес автономной пусковой установки подозрительный - в полтора раза легче Ярса, всего 80 т - больше соответствует ранее уничтоженным Пионерам.
Ну а так как все остальные цифры по Рубежу хранятся в строгой тайне, американцы нервничают и подозревают, что эти ракеты могут успешно поражать цели и на меньших дальностях - как раз в диапазоне 2-5,5 тыс.км.
Но и это еще не все. К ничего формально не нарушающем Рубежам коварные русские решили добавить еще одну ракету, о которой и упомянула The New York Times. Издание пишет о ракетах SSС-Х-8 ... из которой убрана буква Х, так как американская разведка считает ракеты функционирующими и более не находящимися в стадии разработки. Их дальность оценивается в 2-5,5 тыс.км.
Видимо, речь идет о ракетах, разработанных ОКБ Новатор в Екатеринбурге в качестве наземного варианта Калибров. Предполагается - для все тех же Искандеров. О крылатой ракете 9М729 на самом деле известно мало, но и того, что известно, достаточно. Прежде всего, ее невозможно использовать вместо предшественницы 9М728 в силу разной размерности. Новая КР имеет длину 8,1 м (вместо 6,7 м). Видимо, за счет дополнительно размещенного топлива, что, безусловно, увеличивает дальность.
Для этой ракеты не подходят и изготавливаемые в Белоруссии под Искандер М шасси 9П78-1. Равно как и транспортно-заряжающие машины. Словом, для новой ракеты нужно все новое. Сделать это несложно, но при всей схожести комплекс уже будет отличаться от стандартных Искандеров. И действительно, в отчете за 2014 год Государственный научно-исследовательский институт приборостроения сообщает о завершении разработок усовершенствованных ракет 9М728 и 9М729, а в системе закупок волгоградского КБ Титан в прошлом году фигурируют восемь белорусских шасси МЗКТ-7930 для самоходных пусковых установок 9П701 и транспортно-заряжающих машин 9Т256.
Есть и более конкретная информация, чем изложенная в New York Times. Не где-то в Центральной России, а в Свердловской области, в 119-й ракетной бригаде ЦВО (поселок Еланский) принят на вооружение бригадный комплекс Искандер-М. Если речь именно о них, то (по утверждению американцев) пополнение состоит из четырех пусковых установок по шесть крылатых ракет в каждой и четыре транспортно-заряжающих машины к ним.
К изложенному стоит добавить еще и тот факт, что американские крылатые ракеты по сравнению с российскими аналогами несколько неполноценны. И их воздушные компоненты так же не могут заменить наземные, уступая тем же применяемым Россией в Сирии КР Х-101 (102 в ядерном снаряжении), обладающим дальностью до 5,5 тыс.км и ЭПР в сотые доли квадратного метра.
США очень стараются догнать и перегнать, но их гиперзвуковая Х-51 все еще не готова и неизвестно когда будет (и будет ли вообще). Старые КР AGM-129 сняты с вооружения еще в 2008 году. Самые дальнобойные КР ВВС США — AGM-86C/D — проигрывают Х-101 более чем в четыре раза, а что касается точности, то именно такая ракета во время бомбардировок Югославии 7 мая 1999 года разнесла китайское посольство в Белграде.
Последствия
Так или иначе, но в итоге Россия без громкого хлопанья дверьми добилась своего - после 16-летнего перерыва по американской инициативе (в ноябре прошлого года) специальная комиссия по наблюдению за соблюдением договора РСМД собралась в Женеве и обменялась взаимными претензиями.
Что, собственно, и требовалось для начала.
Дело в том, что никому не выгодно сегодня полностью похоронить договор и начать очередную гонку вооружений. Это не только дорого и опасно. Для России - слишком уж приблизились к нашим границам базы НАТО и теперь ракеты средней дальности еще опаснее стратегических из-за малого подлетного времени (около семи минут).
Для США ракетно-ядерная истерия в Европе тем более нежелательна - союзники и без того все чаще косо смотрят на своего старшего товарища, все время создающего проблемы - от санкций до миллионов мигрантов. А стать наиболее вероятным театром ядерных боевых действий и прекратить существование никто не хочет. Тем более, что и в Европе, и в самих США сегодня лишних денег нет точно так же, как их нет и в России.
Поэтому состоявшаяся первая встреча в Женеве, как и обмен взаимными претензиями в СМИ, лишь начало очередного раунда торговли.
А остальное уже будет предметом длительной военно-дипломатической войны с новой американской администрацией. И что не может не радовать, у России есть для этого настоящие, воплощенные в металле, аргументы.





