Лишь спустя два часа Александр Лукашенко смог дать волю своему возмущению. Ведь белорусский президент во время своей долгой пресс-конференции в минувшую пятницу наконец добрался до обсуждения России. Вообще-то, эти два государства — ближайшие союзники в постсоветском пространстве. Но в своей тираде, длившейся почти 40 минут, Лукашенко камня на камне не оставил от восточного соседа. По его словам, Россия боится, что Белоруссия отвернется от нее в сторону Запада и поэтому пытается оказывать давление на страну: с помощью цен на газ, торговых ограничений и создания пограничных зон. «Россия пинает наши межгосударственные договоры в хвост и в гриву», — негодовал белорусский лидер. В отношении главы Россельхознадзора Сергея Данкверта он даже поручил возбудить уголовное дело.
Отношения между Москвой и Минском по-настоящему перейдут в острую фазу, когда Россия, начиная с завтрашнего вторника, как было объявлено, впервые с середины 1990-х годов вновь введет режим пограничной зоны вдоль границы с Белоруссией. Однако сколь велико раздражение Лукашенко, столь же предсказуема степень словесной эскалации.
В январе Белоруссия внезапно отменила визы для граждан из 80 государств, приезжающих в страну на срок до пяти дней. Этот поступок Запад счел похвальным шагом на пути к открытию доступа в страну. С тех пор наблюдатели ожидали от России ответной реакции, ведь своим указом Лукашенко поставил российские власти в затруднительное положение. В конце концов, теперь иностранцы, пересекая открытую границу, могли без виз попасть в Россию.
Реакция России для Лукашенко так же ожидаема, как и приятна, ведь она способствует ускорению окончательного принятия белорусского президента международным сообществом. С тех пор, как Россия аннексировала Крым и поссорилась с Западом, Лукашенко заботится о сохранении нейтрального имиджа. С 2014 года ему удалось добиться того, что Евросоюз отменил ограничения на въезд для него, а также для более чем 150 приближенных к нему чиновников. Наблюдатели ОБСЕ, в свою очередь, высоко оценили позитивные изменения в ходе парламентских выборов в сентябре.
В то же время с 2014 года ухудшаются отношения с Россией. Сначала Москве отказали в намерении разместить в Белоруссии военно-воздушную базу. Затем Минск потребовал скидку на российский газ, чтобы покупать его по ценам внутреннего рынка, то есть по 73 доллара за тысячу кубометров вместо 132 долларов. Поскольку Минск в одностороннем порядке сократил выплаты Газпрому, Россия за это ограничила для своих соседей поставки нефти по приемлемой цене почти на две трети. Это стало для белорусов болезненным ударом, в конце концов, экспорт нефтепродуктов составляет почти половину всего объема торговли страны с Евросоюзом. Несколько дней назад вице-премьер России Аркадий Дворкович оценил долг Белоруссии за газ почти в 500 миллионов долларов.
Белорусская экономика уже второй год переживает кризис. В 2016 году экономика сократилась на 2,6%. В текущем году Евразийский банк развития рассчитывает на то, что Белоруссия останется единственной страной бывшего СНГ, переживающей период рецессии. На этом фоне близкие к Кремлю эксперты видят в заигрывании Лукашенко с Западом прежде всего привычные черты его едва ли изменившейся за два десятилетия политики в отношении России.
На самом деле Лукашенко, находящийся у власти уже 23 года, в середине 90-х годов пошел на сближение с Москвой, когда сам определил для Белоруссии большое политическое будущее в качестве союзного России государства. В 1997 году, когда страны подписали соответствующий договор, Лукашенко стал одним из самых популярных в России зарубежных политиков. В отличие от тогдашнего президента Бориса Ельцина он ассоциировался у русских с порядком и относительной экономической стабильностью.
Москва продолжает упрямиться
Но когда у руля встал Владимир Путин, у России появился свой собственный Лукашенко, в то время как белорусский президент потерял интерес к союзу с Россией. С той поры за любое последующее сближение с соседом на востоке минский самодержец неизменно получал щедрые вознаграждения. Будь то выгодные кредиты, сырье по бросовым ценам или доступ на российский рынок. Любые разногласия, к примеру, когда Россия перекрыла Белоруссии газ или запретила импорт белорусской молочной продукции, заканчивались уступками с обоих сторон. Россия обещала кредиты, инвестиции и снижение цен, в то время как Белоруссия шла на все большее сближение.
С приходом украинского кризиса скептический настрой по отношению к России только набирает обороты. Зарегистрированный в Литве Институт социально-экономических и политических исследований в ходе проведенного в июне прошлого года опроса среди населения Белоруссии выяснил, что, выбирая между вступлением в ЕС и сближением с Россией, лишь 42% респондентов отдали бы предпочтение России. Еще в марте прошлого года за Россию проголосовали 48% респондентов.
Всего лишь блеф?
Тем не менее создается впечатление, что Кремль едва ли тревожится по поводу потери союзника. Еще несколько недель назад считался решенным вопрос о том, что Россия предпримет меры в отношении цен на газ, а Белоруссия за это погасит часть своей газовой задолженности. Однако Газпром и российское правительство настаивают на полном погашении долга и удерживают ранее согласованные цены на газ.
Еще шесть лет назад при возникновении подобного конфликта оба государства с большей охотой пошли бы на компромисс. Тогда Белоруссия в конце концов согласилась на членство в Евразийском таможенном союзе, в котором Россия занимает доминирующую позицию. Результат: на сегодняшний день страна экономически еще сильнее зависит от России, чем до вступления в эту организацию. Так, в 2016 году почти 48% экспорта приходилось на Россию, в то время как общий объем вывозимых товаров сократился на 13%.
Поэтому разрыв отношений с Россией может повергнуть страну в состояние катастрофического кризиса. Это обстоятельство для Кремля означает большую свободу действий. Упрямство России в отношении газовой задолженности и закрытия границ призвано продемонстрировать Белоруссии, что «шантаж больше не работает», говорит Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ. Очевидно, Путин, до сих пор не давший ни одного комментария по данной теме, считает угрозы Лукашенко не более чем блефом.





