Рождественские выходные в Беларуси оказались весьма морозными — столбики термометров опускались местами до минус 30 градусов. Многие дизельные машины в эти дни не сдвинулись с места. Да что там дизельные — при слабом аккумуляторе бензиновые тоже приходилось «прикуривать». А как вели себя в лютый мороз автомобили «на батарейках»? Минчанин Артур, занимающийся поставками моделей Tesla в нашу страну, съездил в минувшие выходные в Вильнюс на своем новеньком кроссовере Model X. Корреспондент Onliner.by узнал у главного «тесловода» страны, с какими трудностями можно столкнуться при эксплуатации электрокара в минус 25.
— Ты поехал в Вильнюс один или с компанией?
— Поехали с женой и двумя детьми. Стартовали из Минска после обеда 6 января на полностью заряженной машине. Эта поездка была по программе «два в одном». Во-первых, хотел показать детям большую вильнюсскую елку, которая попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая масштабная [2500 квадратных метров. — Прим. Onliner.by]. Ну а во-вторых, жену на шопинг свозил. Cовместил приятное с полезным.
— Не страшно было ехать в такой мороз? Граница ведь. Неизвестно, сколько придется стоять на месте, тратя энергию на поддержание тепла в салоне.
— На самом деле было немного страшно именно из-за мороза. Но с другой стороны, хотелось проверить, как в такой поездке поведет себя Model X — до этого в Вильнюс ездил только на «эске». К тому же трасса Минск — Вильнюс — самая электрифицированная в стране. На территории Беларуси есть всего две общественные скоростные зарядки. И обе они расположены на этой трассе — на заправках «Белнефтехим». Одна — возле «Воложинского поста», где развязка Гродно/Вильнюс. Вторая — возле Ошмян. Обе зарядки бесплатные. Формат — Сhademo. Такие станции способны полностью зарядить Tesla за полтора часа. Быстрее — только фирменные Tesla Supercharger, которых в нашей стране пока нет. Причем мне лично больше нравится вторая — которая возле Ошмян, у поворота на островецкую АЭС. Там не просто заправка с магазином, а настоящая кафешка со столиками. Пока машина заряжается, можно выпить кофе, перекусить. В общем, здесь приятнее убивать время. На эту АЗС мы с семьей и заехали перед границей.
— Разве запаса не хватило бы на дорогу до Вильнюса без подзарядки?
— Если бы я ехал на Model S, вообще не волновался бы. На Model X в подобную поездку отправился впервые, поэтому решил подстраховаться. Машина на полтонны тяжелее лифтбэка. Но самое главное — у «икса» намного больше салон, который объединен с багажником. У Model S задний багажник отделен, поэтому на прогрев салона требуется меньше энергии. Я изначально решил, что раз еду с детьми, то ни в коем случае не буду экономить на обогреве салона. Климат-контроль «жарил» всю дорогу — никаких попыток пойти на рекорд и докатиться до Вильнюса с выключенной печкой, зато без «дозаправки», не было. Поездка должна была быть максимально комфортной. Внутри — тепло. Скорость — максимально разрешенная по ПДД. Если бы не граница — до Вильнюса доехали бы без проблем. Но я не знал, сколько придется простоять в очереди, тратя энергию только на обогрев, поэтому решил зарядить машину до 80% (с оставшихся 30%). На это потребовалось полчаса. После 80% зарядка идет медленней, поэтому мы поехали дальше — смысла торчать на заправке ради пары процентов не было. Кстати, когда подъезжали к ошмянской АЗС с Сhademo, навстречу проехала Tesla Model S с латышскими номерами. И на заправке сказали, что мы с владельцем этого электрокара разминулись: стоило мне приехать чуть раньше — пришлось бы ожидать. Пока в Беларуси я еще ни разу не стоял в очереди на зарядной станции.
— На сколько вообще упал запас хода, когда ударили морозы?
— При нуле градусов по Цельсию расход составляет примерно 260 Вт·ч на один километр пути. При минус 20 он возрастает до 350 Вт·ч. Вообще, заявленный запас хода в самый лютый мороз уменьшается в полтора раза. Когда я выехал из Минска, компьютер на полностью заряженном автомобиле показывал 250 км. Это с четырьмя людьми в салоне и работающим на полную мощность отопителем. Зимой самая большая трата энергии идет на первый прогрев (батареи и салона). Особенно если электрокар стоял на улице. В Минске у меня машина хранится в гараже, поэтому потеря не такая большая.
— Нужно ли «прогревать» Tesla? Или сразу сел и поехал?
— Никакого «прогрева» не нужно. Открыл машину. Сел. Поехал. Кстати, теплый воздух начинает дуть из отопительной системы уже через 30 секунд. Салон в Tesla прогревается намного быстрее, чем в бензиновых машинах.
— Вернемся к поездке. С каким запасом подъехали к границе?
— Бортовой показывал 268 км. К счастью, большой очереди не было. В общей сложности простояли чуть больше двух часов. Когда прошли литовскую границу, запас хода составлял 220 км. По грубому подсчету, за час простоя с включенной музыкой и климатической системой при морозе минус 20 градусов уходит запас в 25 км. Учитывая, что в Ошмянах машина была хорошенько заряжена, в Вильнюс мы въехали с большим процентом запаса и сразу отправились на елку. В центре города нашел подземный паркинг, который стоит 1 евро в час. Там была бесплатная зарядка. Я ради интереса заехал и попробовал, как заряжает. Необходимости в пополнении энергии не было, да и отель наш был далеко, поэтому просто полюбопытствовал. Там оказалась медленная зарядка — потребовалось бы часа четыре с половиной, чтобы зарядить Tesla. Приехав в отель, на ночь автомобиль оставил на улице.
— Вот он самый интересный момент! После ночи на морозе как сильно села батарея?
— Да, самому было интересно. Ночью температура опустилась до минус 25. Утром машина без проблем открылась и нормально поехала. Правда, система сразу отключила рекуперацию энергии и на время ограничила мощность на 100 кВт [134 л. с. — Прим. Onliner.by]. Я это назвал «режим „Лада Калина“». По мере прогрева все характеристики вернулись. Что касается потери запаса хода за ночь, то она незначительная, порядка 10 — 20 км. Но, повторюсь, основная энергия уходит на первый прогрев после утреннего старта. Поэтому для Tesla зимой самый убийственный режим — это масса коротких поездок, когда 10 км проехал, остановился, машина остыла, потом снова немного проехал и вновь остановился. Тогда запас хода легко может сократиться в два — два с половиной раза. Во время длительных поездок это не так критично.
Пунктиром показаны недоступные режимы. Все, что ниже «kW», — это система рекуперации. На замерзшей машине она не работает
— Где зарядились в следующий раз?
— Потом мы поехали в любимый всеми «Акрополис». Там есть бесплатные зарядки. Единственное неудобство — каждые полчаса станция прекращает заряжать автомобиль. И если получаса достаточно, чтобы полностью заполнить батарею Nissan Leaf, то Tesla нужно два часа. Поэтому приходилось несколько раз бегать к машине и заново включать зарядку. Один раз даже мой шнур забрал владелец Nissan Leaf и стал заряжать им свой автомобиль. Потом, правда, вернул мне обратно и даже включил зарядку. Хорошо, что мы приехали сюда с утра, — к вечеру здесь бывают «живые очереди» из электромобилей. На самом деле в Литве по какой-то причине очень много Nissan Leaf.
— После шопинга отправились домой?
— Нет, мы переночевали еще одну ночь в Вильнюсе. Отпраздновали Рождество. Машину полностью зарядили у «Акрополиса», поэтому на следующее утро запас хода был практически максимальным. Кстати, передний багажник мы заполнили туалетной бумагой. Какие же «закупы» без нее? Но еще она, возможно, помогла сохранить немного энергии. Я общаюсь с владельцем Tesla Model S, который живет в Перми и эксплуатирует автомобиль в минус 38. Он порекомендовал при сильном морозе наполнять передний багажник какими-нибудь вещами. Якобы это удерживает тепло в салоне, которое при пустом багажном отделении уходит в никуда, ведь у Tesla крышка переднего багажника никак не утеплена. По словам пермского владельца Model S, у него машина промерзает именно через передний багажник, из-за чего системе обогрева нужно больше энергии на обеспечение комфортной температуры в салоне. Не знаю, насколько эта теория правдива, но на обратном пути запас хода действительно увеличился. Возможно, из-за того, что на пару градусов потеплело.
— По пути обратно на границе долго стояли?
— Мы специально поехали с утра, поэтому на границе не стояли вообще. Однако после нее заехали на ту самую ошмянскую АЗС пополнить заряд батареи до 80%. До Минска могли бы доехать без проблем. Но, во-первых, захотели выпить кофе. А во-вторых, у меня были дела — нужно было по приезде в столицу заскочить в несколько мест. Запас хода лишним не бывает.
— Получается, поездка в Вильнюс получилась бесплатной?
— Если не считать страховки и того одного евро, что я потратил на заезд в паркинг, то да. Вообще, особого дискомфорта мороз не доставил. Но в такую погоду я не решился ехать на мойку, чтобы во время открытия/закрытия дверей не порвать резинки. В остальном — полет нормальный.