Сплин «Ключ к шифру»

 »   » 
  • Опубликованно
  • Сплин «Ключ к шифру»

Исполнитель: Сплин, Название: «Ключ к шифру», Стиль: рок, Год: 2016

Обложка диска. Предоставлено издателем

Груз прожитых лет и творческого багажа над Сашей Васильевым не довлеет. Каждый новый альбом — как первый вздох, как жизнь, начатая с чистого листа, как стертая память, если угодно. Стадионный рок «Гранатового альбома», болезненная психическая диссоциация «Расщепления личности», почти издевательские детские считалки «Сигнала из Космоса», монументальное двухтомное посвящение Питеру в «Резонансе» - можно ли представить вещи, более далекие друг от друга?

В «Ключе от шифра» «Сплин» вновь приятно удивляет. Пластинка откровенно эклектична, однако ж все песни нанизаны на единую нить и плотно пригнаны друг к другу. Нет и откровенного нарушения единожды заданного масштаба — все бусины примерно одного размера. Будь то непричесанный инди-рок «Пирамид», возвращение к хардкоровым корням в «Окраинах» или загробный романс «Она была так прекрасна» (сравните последнюю с «Меня зовут Смерть» БГ и удивитесь, а еще сильнее удивляет родство многоголосного «Медного гроша» с исконной версией летовского «Про дурачка»). Все эти тропы многократно исхожены Васильевым, а теперь они волшебным образом сплелись в одну — ведущую к Богу.

Не отрицая современных технологий, Васильев ищет универсальный ключ к тайнам Бытия. Альбом оформлен в виде переписки в WhatsApp, причем посылаемые сообщения спокойно содержат вечные истины, вроде, «так долго строить храм и сжечь за миг лишь, может тот, кто этот храм воздвиг» (почти Шекспир в переводе Маршака!). По сути, это псалмы, загнанные в оболочку современного айфона и прекрасно себя там чувствующие. Не зря же Васильев постоянно предлагает Всевышнему воспользоваться мобильной связью — и это не выглядит ни вызовом, ни кощунством.

«Я атеист, который верит в Бога», - под такой эгидой Васильев раздавал интервью к выходу альбома. Этот намеренный парадокс, видимо, и является тем самым «ключом к шифру». Утрата, дающая возможность обретения — этим лейтмотивом пронизано и посвящение умершей матери Васильева «Реквием», и аллегорический «Кит», и притча о воздвигнутом и разрушенном храме, о которой уже говорилось выше.

Символическое движение от периферии к центру как залог приобщения к потусторонним истинам зафиксировано в «Окраинах», но для Васильева не менее важна возможность вернуться обратно на задворки. А свои «череп и кости» герой одноименной песни завещает Богу лишь потому, что они больше никому не нужны. Но это ни в коем случае не иллюстрация к пословице «на тебе, Боже, что мне негоже», а доверительное обращение к той Единственной Силе, которой мы еще необходимы. И оно не может быть не услышанным...


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа