Спустя несколько месяцев после анонса своего электрического грузовика американская компания Nikola Motor, наконец, представила первый прототип Nikola One на презентации в своей штаб-квартире Солт-Лейк-Сити. На мероприятии не прозвучало каких-либо особых сюрпризов, касающихся электрофуры и планов стартапа, но были озвучены имена новых партнеров и более подробная информация о том, что конкретно будет делать и как именно будет работать компания.
Nikola One представляет собой фуру грузоподъемностью свыше 15 тонн, приводимую в движение электрическим приводом с батареей емкостью 320 кВт*ч, энергию для которой поставляет блок водородных топливных элементов (ВТЭ). По словам производителя, грузовик с нулевым уровнем выбросов получил автономный запас хода почти 2000 км (1200 миль). Изначально планировалось, что машина будет оборудована расширителем диапазона с ДВС на природном газе, но позднее компания объявила об использовании ВТЭ, но оставила и возможность применения газа на определенных рынках.
Как отмечает Electrek, обозначенные характеристики тягача с его 320-киловаттным аккумулятором намного превышают показатели большинства электромобилей, однако вопрос о том, будет ли достаточно такой энергии для перемещения 35-тонных грузов, остается открытым. В тоже время, по словам CEO компании, Тревора Милтона (Trevor Milton), концепция Nikola Motors будет опираться на водородную инфраструктуру, которую она же и построит по всем Соединенным Штатам, а также частично в Канаде.
В своей презентации Милтон упомянул о том, что водород является самым распространённым элементом во вселенной, что конечно же является правдой, но не стоит забывать и о том, что сегодня на планете не существует какой-либо его формы, пригодной для существующих систем хранения энергии – их еще только предстоит создать человеку. Nikola планирует сделать это с помощью солнечных электростанций и электролиза. Компания сама будет строить СЭС, электролизные установки и транспортировать водород на заправки, сообщается в пресс-релизе.
Cеть водородных автозаправок в США
Стартап объявил, что планирует охватить Северную Америку сетью из более чем 300 водородных заправочных станций, строительство которой начнётся в 2018 году. Запуск в эксплуатацию первых станций намечен на вторую половину 2019 года. Как ожидается, на полную заправку машины будет уходить не более 15-20 минут.
Компания не будет продавать водород (как впрочем и саму фуру) – стоимость топлива, необходимая для прохождения 1 миллиона миль (1,6 млн км) будет включена в ежемесячный взнос за аренду водородного грузовика, который будет составлять от 5000 до 7000 долларов. По прошествии 7 лет (или 1-го млн миль), в течении которых она будет бесплатно обслуживаться, водитель сможет продлевать аренду уже с новой машиной.
Милтон не объяснил, как он планирует добиться этого вместе со своей командой численностью около 20 человек, также не рассказал откуда будет поступать финансирование на строительство всех этих станций. Вероятно, с этими вопросами компании еще только предстоит определиться.
Грузовая машина на электротяге
Планы фактического производства электрической фуры Nikola, выглядят более реализуемыми в сравнении с водородной инфраструктурой, но суть в том, что – одно не работает без другого.
Компания заключила соглашение о сотрудничестве с американским производителем большегрузов Fitzgerald. Совместными усилиями будет произведено первых 5000 единиц, но по словам Милтона, со временем Nikola полностью охватит производственный процесс. Это будет реализовано за счет создания собственного завода с инвестициями в 1 миллиард долларов, строительство которого запланировано на следующий год.
Откуда возьмутся деньги на строительство завода, также пока неизвестно. Но у стартапа еще есть достаточно времени, поскольку выпуск первых электрогрузовиков на рынок обещан не ранее 2020 года – как раз к моменту запуска первых водородных станций.
Сам водородный тягач Nikola One был разработан командой компании в партнерстве с двумя инженерными фирмами Pratt Miller и Meritor.
Представленная модель оснащена шестью электромоторами, обеспечивающими суммарную мощность порядка 1000 л. с. Согласно заявленным характеристикам, электро-водородный грузовик Nikola One сможет набирать скорость 97 км/ч за 30 секунд, в то время как аналогичные дизельные тягачи делают это не быстрее 60-ти секунд.
Комплектацию машины можно будет дополнять кабиной для одной или двух кроватей, 40-дюймовым монитором с разрешением 4K, высокоскоростным беспроводным интернетом и другими бытовыми радостями, включая микроволновую печь и холодильник.
На презентации также была представлена фура Nikola Two с уменьшенной кабиной, но с такими же спецификациями привода, как у Nikola One. Кроме того, компанией был продемонстрирован легковой автомобиль Nikola Zero, представляющий собой электрический багги с тяговой батареей емкостью 107 кВт*ч и запасом хода более 300 миль (483 км), выход в продажу которого намечен уже на следующий год.
Стартап утверждает, что получил предзаказы на общую сумму около 4 миллиардов долларов, но были ли получены депозиты на эту сумму – не разглашается. По-видимому, одним из основных заказчиков выступает известный в США крупный оператор грузоперевозок U.S. Xpress.
В качестве эксклюзивного общенационального поставщика и сервисного центра по техническому обслуживанию фур Nikola объявлена компания Ryder System, владеющая сетью из 800 пунктов техобслуживания по всей Северной Америке. Концепция компании предполагает также создание сервиса для перевозки грузов, наподобие созданного Uber: работа независимых водителей будет облегчена за счет возможности брать электрические тягачи в лизинг.
Что касается систем-ассистентов водителя, то кроме камер кругового обзора грузовика, Милтон ничего более не упоминал. Также ничего не было сказано о каких-либо современных автономных функциях для Nikola One.
Напомним, созданием грузовиков на электротяге также занимается Daimler. Производить грузовой транспорт без нулевых выбросов планирует и Tesla, которая не раз упоминалась CEO Nikola Motor в ходе презентации своей водородной фуры.