24 ноября 2016 года состоялся релиз военной драмы «28 панфиловцев», которая с успехом завершает первую прокатную неделю на второй строчке российского бокс-офиса с результатом 180 млн. рублей. Однако, кроме положительного сарафана, фильм сопровождает неоднозначная ситуация, поднявшая проблему в отношениях дистрибьюторов и небольших кинотеатров. Компания NBCUniversal изначально установила для площадок с неудовлетворительными кассовыми показателями фиксированную плату за возможность показывать фильм, и многие кинотеатры остались без «28 панфиловцев», но после просьбы от Министерства культуры условие изменилось. Дистрибьютор, букеры и кинотеатры рассказали порталу «ПрофиСинема» в эксклюзивных комментариях, как отразилась на них эта ситуация, и поделились мыслями о вариантах решения.
Препятствие кинофикации
По мнению Эдуарда Пичугина, генерального директора «Киностудии Ленфильм» и совладельца сети кинотеатров «Кино Сити», проблема с тем, что крупные прокатные компании устанавливают для малых и средних кинотеатров фиксированный тариф, существует давно, но в случае с «28 панфиловцев» проявилась наиболее ярко:
«28 панфиловцев» - это ожидаемый отечественный патриотический фильм, который необходимо показать как можно более широкому зрителю, независимо от стоимости билета, может быть, даже в формате специальных показов, но введение фиксированной платы со стороны дистрибьютора ставит для многих площадок непреодолимое препятствие. Например, 20 кинотеатров сети «Премьер зал» и 12 кинотеатров в Тульской области не смогли показать картину на таких условиях. Чтобы заплатить требующуюся сумму в 50 тысяч рублей, кинотеатр должен собрать 100 тысяч рублей, и если в маленьком городе с населением в 6 тысяч человек билет стоит 100 рублей, то фильм должен привлечь 1000 зрителей».
Крупные кинопрокатные компании, устанавливая порог для кинотеатрального показа российского кино, противоречат программе кинофикации малых городов, по мнению Эдуарда Пичугина. В случае с «28 панфиловцами» сторонам и Министерству культуры удалось договориться. Кинотеатры, у которых есть договорные отношения и отсутствует задолженность перед UPI, получат фильм без обязательства выплаты фиксированной суммы, но, по словам Вадима Иванова, генерального директора NBCUniversal, это для таких кинотеатров станет особым случаем.
Эдуард Пичугин, тем не менее, считает, что проблема может возобновиться в связи с выходом других отечественных картин, которые выпускают крупные дистрибьюторы. Он отмечает, что общие задачи должны решаться системно, в диалоге всех игроков рынка: в том числе, продюсерам стоит обсуждать с прокатными организациями возможность снятия ограничений для распространения российского кино в малых городах.
«На мой взгляд, NBCUniversal не патриотично подходит к этому вопросу: многие игроки рынка вместе с Министерством культуры приняли миссию по поддержке малых городов. Работа с небольшими кинотеатрами для всех накладна: много хлопот и никакой экономики. Тем не менее, это развитие индустрии на благо всех кинематографистов», - подчеркивает Эдуард Пичугин.
Отношение кинотеатров
Насколько фиксированная гарантия неподъемна для кинопоказчиков? Мнения директоров кинотеатров, к которым обратились корреспонденты «ПрофиСинема», разделились.
Например, Евгений Назарчук, директор кинотеатра «Луч 3D» в городе Нижняя Тура Свердловской области (население около 20 тысяч человек), считает условия несправедливыми и принял решение отказаться от фильма:
«Дистрибьюторы предлагают нашему кинотеатру не только российские фильмы по гарантии, но и американские блокбастеры. Они думают, что таким образом стимулируют работу, но у меня есть чувство, что коллеги не понимают реальности малых городов. Люди испытывают финансовые трудности в кризис, экономят деньги перед Новым годом, поэтому очень трудно собрать кассу. Кинотеатр в Нижней Туре не хочет работать в убыток, но каждый раз нам «выкручивают руки» с гарантией, поэтому от многих фильмов приходится отказываться. В то же время патриотические картины, такие как фильм «28 панфиловцев», нужно показывать аудитории, и у зрителя в нашем городе есть интерес к этому кино».
В кинотеатре поселка Куркино Тульской области, население которого около 5 тысяч человек, картина стартует на второй неделе проката.
«Требование гарантии, конечно, обременяет кинотеатр, но в конкретном единичном случае её можно осилить. Если же такая практика будет развиваться, мы просто не сможем работать. Кинотеатр в будни посещают, в лучшем случае, 5 человек, а в выходные по 20-30 человек, однако многие ждали «28 панфиловцев». Именно военное кино пользуется самым большим спросом», – рассказал Иван Евстратов, директор кинотеатра в поселке Куркино.
Александр Прохоров, директор кинотеатра «Олимп» в г. Екатеринбурге и кинотеатра «Ретро» в г. Лесной Свердловской области, считает, что «28 панфиловцев» - не лучший пример для анализа данной проблемы:
«Установление гарантии на российское кино со стороны дистрибьютора – шаг понятный, и в случае с «28 панфиловцами» для моего кинотеатра она была небольшой (20 тысяч рублей) и оправданной. Эту сумму легко можно отбить, особенно, учитывая, что фильм оказался очень качественным продуктом и вызвал интерес у зрителя. В наших кинотеатрах он лидировал на протяжении трех первых дней (четверг – суббота), опережая «Фантастические твари и где они обитают» и уступив им только в воскресенье. Предварительная работа прокатчиков и производителей дала хорошие результаты, привлекла возрастную аудиторию. В целом, если я считаю гарантию неоправданной, не уверен в проекте и не вижу в нем коммерческого потенциала, я могу отказаться от фильма».
Автор: Кристина Манжула