- Хотящему спастись должно помнить и не забывать апостольскую заповедь: друг друга тяготы носите, и тако исполните Закон Христов. Много других заповедей, но ни при одной такого добавления нет, то есть так исполните Закон Христов. Великое значение имеет заповедь эта, и прежде других должно заботиться об исполнении оной.
А главные заповеди Господни: не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустится вам. Кроме этого, желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что творение совершается между страхом и надеждою.Насчет осуждения и замечания чужих грехов и недостатков, батюшка сказал: Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.
- Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости.
- Отчего люди грешат? — задавал иногда старец вопрос и сам же отвечал на него: Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать; или, если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают... Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение,— от которых связан весь род человеческий неразрешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления.
- Не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает, и тем и другим надоедает; а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени кончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно — сладко, а другое — приятно.
- Батюшка говорил: Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а о b296 стальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.
- На вопрос: Как жить?, батюшка отвечал: Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение.
- Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
- Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.
- Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: Боже-то поможи, — да и сам мужик не лежи. И прибавлял: Вспомни, двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила.
- Батюшка учил, что у спасения три степени. Сказано у св. Иоанна Златоуста:
а) не грешить,
б) согрешивши, каяться,
в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
- После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть в прежние грехи.
- Когда батюшку спросили: Отчего после приобщения иногда чувствуешь утешение, а иногда холодность?, он ответил: У того холодность бывает, кто ищет утешения от приобщения, а кто считает себя недостойным, у того остается благодать.
- Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.
- Всегда лучше уступать, — говорил батюшка, — если будешь настаивать справедливо — это все равно, что рубль ассигнаций, а если уступишь — рубль серебром.
Источник: n-jerusalem.ru





