Созданный для обслуживания фронтов Первой Мировой, ЯМЗ пережил столько эпох и правителей, что впору считать его памятником и создать на территории исторический заповедник. Сегодня предприятие, вошедшее в состав «Группы ГАЗ», состоит из производства топливных систем и компонентов АО «ЯЗДА» и трех заводов, проектная мощность которых превышает сто тысяч двигателей в год.
Владимир Лебедев, обозреватель санкт-петербургского журнала «Автомобиль», заядлый путешественник и большой ценитель ранней авиации, создавал мануфактуру по госпрограмме (да-да, в 1916 такие уже существовали), но так и не успел насладиться детищем — до революции 1917 предприятие толком не заработало. Возникшая из пламени Страна Советов остро нуждалась в автомобилях, и на фундаменте лебедевских цехов возник Ярославский государственный автомобильный завод №3.
Автомобиль Я-3 первой отечественной конструкции, выпускался с 1925 по 1928 гг.
Первенцем завода со смешным названием ЯГАЗ стал грузовик Я-3. Автомобиль, выпущенный в 1925 году, комплектовали силовой установкой от АМО Ф-15, выдающей юмористические по нынешним временам характеристики: 35 лошадиных сил при объеме в 4,4 литра и расходе 40 литров на 100 км. Движок был настолько слаб, что при полной загрузке «трехтонка» могла разогнаться лишь до 30 км/ч. Но мощных моторов в СССР тогда не делали. Грузовик следующего поколения, Я-4, получил в подкапотное пространство «мерседесовский» двигатель, который разгонял машину до приемлемых 45 км/ч при четырех тоннах груза на борту.
Первый тяжелый грузовик в СССР Я-4, 1928 г.
Немецкий двигатель очень скоро проиграл конкурентную борьбу «американцу»: уже в 1929-м на грузовики ЯГАЗ начали устанавливать моторы Hercules, выдающие без малого 93 лошадиные силы. Мотор был хорош, но было очевидно, что Советскому Союзу все-таки необходим был собственный тяжелый двигатель. И в Ярославле снова начали строить грузовики с агрегатом АМО под капотом.
Читать далее