Белорусский завод МАЗ, некогда бывший одним из лидеров на рынке тяжелых грузовиков, ныне имеет сомнительное лидерство в числе самых убыточных предприятий республики.В настоящее время, по мнению экспертов, он выполняет скорее социальную функцию, предоставляя хоть какие-то рабочие места для десятка тысяч человек.Чтобы хоть как-то поправить тяжелейшее экономическое положение МАЗа, на прошлой неделе правительство «рекомендовало» областным исполкомам «обеспечить приобретение в 2016–2017 годах 386 автобусов МАЗ-241». Предполагается, что автобусы будут приобретены в лизинг подведомственными организациями местных исполкомов и коммунальными предприятиями, которые занимаются автомобильными перевозками пассажиров.Ранее МАЗ продавал 80 % своей продукции в Россию и благодаря дешевой рабочей силе имел ряд преимуществ по цене в сравнении с КАМАЗом. Но в 2014 году в России бал введен утилизационный сбор и МАЗы моментально стали неконкурентоспособны на российском рынке по соотношению «цена – качество – эффективность».Ранее, еще в 2011 году, когда положение предприятия было гораздо лучше, широко обсуждалась идея создания холдинга «РосБелавто», который должен был объединить МАЗ, КамАЗ, но тогда белорусскую сторону не устроило ни предлагаемое распределение долей акции, ни оценочная стоимость предприятия, которую озвучили российские и зарубежные аудиторы. Белорусы требовали полного равноправия и слияние не состоялось.