Технически готовность среди крупных компаний к продаже электронных полисов высокая, отмечает управляющий партнер Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Павел Самиев. «Здесь вопрос даже не в готовности, а в том, что в целом компании не заинтересованы в том, чтобы продавать полисы ОСАГО в электронном виде. Потому что очень большой дисбаланс по убыточности. К тому же есть так называемые токсичные регионы, такие как Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области, где убыточность очень высокая», — пояснил Самиев.
По прогнозам НАФИ, в 2016 году убыточность на рынке ОСАГО может составить от 77 до 82%. При этом комбинированная убыточность по ОСАГО с учетом судебных выплат и расходов по итогам года превысит 100%, а в отдельных регионах она будет существенно выше.
«Сообщество сейчас ждет принятия соответствующего указания Банка России о требованиях к сайтам страховщиков, с учетом которых, возможно, нужно будет дорабатывать программное обеспечение», — пояснил Уфимцев. По его словам, проект, который был опубликован регулятором, «представляется достаточно жестким». «По этому вопросу мы ведем диалог с регулятором, рассчитываем на смягчение требований», — сказал он.
ЦБ финальную версию требований еще не подготовил. «Банк России ведет подготовку соответствующего указания, проект документа уже публиковался для публичного обсуждения на сайте регулятора. В настоящий момент мы анализируем предложения и замечания, поступившие от Российского союза автостраховщиков, для подготовки финальной версии документа», — сообщила РБК пресс-служба ЦБ.
Опубликованный ранее проект ЦБ устанавливает, что общая длительность перерывов в работе сайта не может составлять более четырех часов в месяц. При проведении плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей к сайту будет невозможен, на главной странице не менее чем за сутки до начала работ должно быть размещено уведомление с указанием даты и времени их начала и окончания. Документ также определяет понятие нарушения бесперебойного функционирования сайта, в том числе критического — им признается нарушение, которое не было устранено в течение более двух часов. При этом любое доказанное нарушение доступности сайта страховой компании для покупки полиса ОСАГО в электронной форме может наказываться штрафом в размере 300 тыс. руб. с момента запуска обязательных электронных продаж ОСАГО в России.
По словам Уфимцева, стандартный график подключения страховой компании к соответствующей системе РСА составляет две-три недели, однако этому должна предшествовать подготовка программного обеспечения самой компании. «РСА уже разослал компаниям письмо о том, что необходимо пройти тестирование и подключиться к системе. У страховщиков еще есть время», — полагает Уфимцев.
Запуск продаж электронных полисов ОСАГО стартовал в 2015 году — сначала с 1 июля в форме пролонгации для ¬физлиц, затем с 1 октября стало возможно оформление полиса не только у своего страховщика, но и любого другого, предлагающего ¬эту услугу. С 1 июля ¬2016 года вступили в ¬силу нормы законодательства, которые позволили страховым компаниям открыть возможность покупки электронных полисов ОСАГО для юридических лиц. ¬
В конце сентября РСА сообщил, что к эксперименту по добровольной продаже электронных полисов, который стартовал в июле 2015 года, присоединились только 17 крупнейших компаний федерального уровня из 74. Весной этого года из списка страховщиков, добровольно продающих е-полисы, исчез «Росгосстрах», пока отказавшийся от электронных продаж. По данным РСА, по состоянию на 4 октября российские автовладельцы оформили более 306 тыс. электронных полисов ОСАГО.
Игорь Орлов, РБК
Фото: vsk.ru