Электромобиль, как выясняется, не панацея для спасения климата от выбросов, и то, насколько он «чистый», зависит от того, где его заряжать. Лондонский отдел исследований LP Bloomberg и научное сообщество Union of Concerned Scientists провели анализ, и выяснили, что от страны к стране разница весьма существенна.
В среднем, электромобиль (electric vehicles – EV), получая энергию в стране с комбинированной энергетикой, в которой используются и нефть, и газ, и уголь, и АЭС, и возобновляемые источники, загрязняет воздух вдвое меньше, чем классическая машина. А вот, например, в Китае, где угольный сектор энергетики очень велик, выигрыш по выбросам существенно меньше – всего 15%.
Казалось бы, количество электромобилей по миру пока не настолько велико, чтобы оказывать серьезное влияние на экологию. Однако это только пока. В первом полугодии 2016-го продажи EV по всему миру выросли на 44% и к концу года могут достигнуть рекордных 647 тыс. Автопроизводители от Toyota до General Motors все активнее идут по пути Tesla Motors.
Так, Volkswagen планирует производить 3 млн электромобилей год в течение следующего десятилетия. На Парижском автошоу в этом месяце Volkswagen должен представить прототип EV в рамках модельного ряда 2018-19 годов с дальностью пробега от 400 до 600 километров.
В 2015 году электромобиль за одну милю пробега «эмитировал» на 40% меньше парниковых газов, чем обычный. Однако эти показатели постоянно меняются. С одной стороны, во многих регионах мира идет активная работа по снижению выбросов топливной энергетики. А с другой – производители автомобилей также не стоят на месте, совершенствуя двигатели для снижения эмиссии CO2.
Заметим, что, например, Норвегия почти всю свою электроэнергию получает от ГЭС, стоящих на горных реках. А во Франции более чем 90% электричества производят АЭС. И тем не менее, разница в выбросах между EV и классическими авто в этих странах скоро сократится благодаря все более жестким экологическим стандартам для топлива и более продвинутым двигателям.
В Китае принимаются меры по сокращению выбросов ТЭС, и если сейчас покупка электромобиля в этой стране малоэффективна, то в относительно недалеком будущем приобретение EV будет разумным выбором и там. В КНР, как в Индии, Германии или Испании, солнечные и ветровые электростанции производят все больше мегаватт.
А вот в Японии разрыв в выбросах может скоро сократиться из-за энергетики. После аварии на АЭС «Фукусима» в стране стали строить много угольных и газовых электростанций, чтобы отказаться от ядерной энергии.
И, разумеется, наибольший выигрыш от использования электромобилей можно получить в стране с развитой солнечной и ветроэнергетикой. В случае использования солнечной энергии EV становится чище обычного автомобиля в 11 раз. Но абсолютный рекордсмен в этом смысле – ветроэлектростанция. Заряжаясь от нее, электромобиль становится чище в 85 раз.