Бензин и дизель подорожают вслед за увеличением стоимости нефти.
Рост мировых цен на нефть, которые на прошлой неделе превышали уровень в $50, привел в движение котировки нефтепродуктов за рубежом в среднем на 20%. Независимые участники рынка, многие из которых откладывали закупку топлива в ожидании осеннего снижения цен, начали закрывать свои потребности на сентябрь, что привело к росту биржевых цен. Эксперты считают, что на фоне роста netback в России стоит ожидать повышение цен на нефтепродукты, особенно на дизель как на экспортный товар.
За прошедшие две недели стоимость нефти демонстрировала рост почти на $10. Со 2 по 18 августа цена черного золота марки Brent выросла с $41,80 до $59,89. Изменение составило почти 22%. В свою очередь, нефтепродукты за рубежом также выросли. По данным Thomson Reuters, стоимость Euro bob FOB ARA (бензин) выросла на 16,13%, с $418,50 до $486 за тонну, Diesel 10 ppm FOB ARA — на 24,38%, с $353,75 до $440 за такой же объем.
Как отмечает начальник отдела маркетинга и биржевой торговли компании «Мобойл» Ринат Хантемиров, резкий рост мировых цен на нефть и нефтепродукты спутал карты независимым участникам российского рынка, многие из которых откладывали закупки топлива в ожидании более низких цен.— Теперь они вынуждены ажиотажно закрывать свои потребности на сентябрь. Характер движения — рост более чем на 20% за две недели — говорит о том, что в его основе, скорее, лежат финансовые причины: закрытие коротких позиций, новые рекорды на фондовых рынках, ослабление доллара к другим мировым валютам, информация о встрече членов ОПЕК в сентябре. Поскольку рост цен, вероятнее всего, не связан с фундаментальными факторами, коррекция на финансовых рынках должна привести к падению цен на товарных рынках. Обычно это происходит в сентябре, когда заканчивается финансовый год. Между тем время для дальнейшего роста еще есть, и, возможно, мы увидим новые максимумы — Brent в районе $53–55, — считает эксперт.
С другой стороны, по его словам, падение рынков может начаться в любой момент и первая целевая цена на осень — $46 за бочку.
— Вероятно, наш рынок нефтепродуктов ждет «веселое» время в конце лета — начале осени, особенно это касается дизельного топлива и мазута. Цены могут «полетать», — считает Ринат Хантемиров.
Такого же мнения придерживается и Виктор Костюков, ведущий аналитик компании «Алгоритм топливный интегратор».
— Движение вниз было прервано растиражированной 12 августа новостью о том, что Саудовская Аравия готова с партнерами по ОПЕК и крупными производителями нефти, не входящими в картель, к скоординированным действиям, дабы «помочь рынку достичь равновесия». Биржевые спекулянты первыми откликнулись на призыв саудовского министра. Именно эта новость, подкрепленная в среду сообщением минэнерго США о снижении коммерческих запасов нефти, и разогнала нефтяные фьючерсы с $44 до $51. На бирже СПбМТСБ эта новость и последовавший за ней рост нефтяных цен развернул индексы на бензин, дизельное топливо и мазут с «нисходящей траектории» к «тенденции роста». За пятидневку бензин подорожал по Территориальному индексу на 400–500 рублей за тонну, дизельное топливо — на 900 рублей за тонну, — отмечает аналитик.
По данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, товарные остатки бензинов на нефтеперерабатывающих заводах и предприятиях нефтепродуктообеспечения вертикально интегрированных нефтяных компаний 15 августа составляли 1,755 млн т, что примерно на 200 тыс. т меньше, чем год назад, когда шло активное накопление ресурса на период осенних ремонтов. За последнюю неделю цены на «Регуляр-92» развернулись к росту. В Сибири рост был самым сильным — порядка 2 тыс. рублей за тонну. В европейской части России произошел рост цен на бензины в пределах 500–1000 рублей за такой же объем. По словам Рината Хантемирова, цены могут продолжить подъем лишь при дальнейшем росте стоимости бензина на мировом рынке.
Что же касается дизтоплива, то вероятно, считает эксперт, цены на него будут расти на фоне высокого экспортного паритета относительно низких остатков и активного спроса на горюче-смазочные материалы в связи с уборочными работами.
— При этом потенциал роста цен на дизельное топливо зависит от того, какой объем товара ВИНКи запланируют экспортировать в сентябре. Если они недооценят внутренний спрос, то цены вырастут сильно, в этом случае есть вероятность локальной паники у покупателей на 2–3 дня. Если же на внутреннем рынке будет достаточно товара, цены вряд ли существенно превысят уровень экспортного паритета, — отмечает Хантемиров.
По словам Виктора Костюкова, на текущий момент netback и биржевые индексы сравнялись. Он отмечает, что потенциал для продолжения роста дизельных цен создан, но дальнейшее поведение дизельных индексов будет «подчинено баррелю». Если нефтяные цены продолжат рост или хотя бы задержатся на текущих значениях до конца сентября, до даты, на которую назначена неформальная встреча представителей ОПЕК в Алжире, то дизельные цены продолжат рост. Если же нефть откатится к уровням, от которых стартовала, то и коррекция дизельных индексов сопроводит это движение, хоть и с некоторым запаздыванием по времени.
— С позиций фундаментального анализа у барреля нет перспективы роста, его отскок от $44 до $51 обусловлен словами ненадежного, как показал неудавшийся саммит 17 апреля в Дохе, представителя ОПЕК, ну и, конечно же, спекулятивной игрой на этих заявлениях. На «глиняных ногах» баррель, полагаю, простоит недолго, — считает Костюков.
Анна Кокорева, замдиректора аналитического департамента компании «Альпари», также полагает, что динамика нефтяных котировок будет зависеть от итогов встречи ОПЕК в Алжире, а принятие мер, ограничивающих добычу, поддержит рынок в долгосрочной перспективе.
— Однако рост цен провоцирует компании, добывающие сланцевую нефть, к увеличению объемов бурения, разморозке скважин и увеличению добычи. Дополнительные объемы нефти с их стороны поступят на рынок уже осенью, что ограничит рост цен на нефть. Мы предполагаем, что североморской нефти не удастся пробиться в этом году выше $55–60 за баррель, — заключает Кокорева.