Олимпийские игры близятся к своей кульминации, однако оргкомитет за минувшие две недели так и не смог решить основные проблемы. В Рио по-прежнему грабят средь бела дня, на большинство соревнований никто не ходит, и даже футбольный полуфинал Бразилия — Гондурас оказался пресноватым.
Честно признаюсь, сам устал от постоянного негатива, который на протяжении уже почти двух недель сопровождает эти Олимпийские игры, но, к сожалению, уйти от него никак не получается: постоянно появляются новости о свежих кражах. Среда также началась с недобрых новостей.
Не ходите, дети, в Африку гулятьИстория, в общем-то, короткая и тривиальная — такие вещи в Рио, к огромному сожалению, обыденность. Помнится, Владимир Высоцкий в образе Жеглова из киноленты «Место встречи изменить нельзя» отвечал на немой вопрос работника английского посольства, у которого Петя Ручников по кличке Ручечник увел номерок: «Правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать!» Бразильские власти эту задачу провалили полностью.
В Рио не просто грабят, а грабят когда хотят и где хотят, в любое время дня и ночи. Взять, например, недавнее известие об ограблении нашего пловца Евгения Коротышкина — не самого скромного по габаритам мужчину несколько молодцов, продемонстрировав нож, ограбили в довольно благополучном районе Ипанема.
В ночь со вторника на среду пострадал еще один наш соотечественник — мой коллега, шедший поздно вечером с работы. Все как всегда: подошли несколько человек, показали нож и потребовали отдать все ценное. В данном случае — телефон и кошелек. И хорошо, что такими потерями и несколькими синяками все ограничилось. Довольно часто преступники в Рио не гнушаются ничем и даже стреляют. И вроде бы стараются местные власти: понагнали в город внутренние войска, полиция патрулирует улицы с утра до вечера, но… Толку ноль.
Порой складывается впечатление, что Олимпиаде в Рио обрадовались больше всего именно мелкие воришки и бандиты калибром повыше. Для них эти Игры — куча беззаботных туристов, которых никто не защищает. На них можно нападать в любой момент. Естественно, не готовые к суровым реалиям приезжие становятся жертвами местных бандитов каждый день. Кто за это ответит и когда это все прекратится? Никто не знает.
Болельщики Бразилии во время матча между Бразилией и Гондурасом на стадионе Маракана
Фото: Silvia Izquierdo / AP
Праздник не для всехЕще одна проблема нынешней Олимпиады — пустые трибуны. Причем оргкомитет о ней прекрасно осведомлен, но менять ничего не желает. А сделать всего-навсего надо самую малость: снизить цены на билеты. Посудите сами — билет на среднестатистические соревнования стоит от 50 до 900 реалов. Это только те билеты, что я сам видел. 900 реалов, например, стоил билет на соревнования по легкой атлетике, столько же — на спортивную гимнастику. Средняя заработная плата у честного жителя Рио — примерно полторы тысячи реалов, что в переводе на наши рубли составляет примерно 30 тысяч. Так вот, 900 реалов — это 18 тысяч. Вот и спрашивается, а для кого, собственно, Олимпиада проводится? Где спортивные принципы, где работа МОК по продвижению олимпийского движения по всей планете? Загадка.
Позиция оргкомитета удивляет. На днях состоялась традиционная пресс-конференция, на которой подняли вопрос о пустых трибунах. Ответ был лаконичен: «Ситуация с ценовой политикой не поменяется». Для кого тогда все это?
Я, например, побывал на 65 процентах соревнований в Рио и ни на одном не видел полных трибун. Мало того, на теннисном финале в парной категории, где играли Лена Веснина с Катей Макаровой против Мартины Хингис и Тимеи Бащински, стадион был заполнен процентов на десять, и пять из них составляли представители прессы. Порой журналистов на состязаниях больше, чем болельщиков, и это никого не волнует и не удивляет.
Олимпиада уже почти закончилась, но, честно говоря, хочется, чтобы это произошло поскорее. От работы на Играх устаешь меньше, чем от постоянной угрозы, исходящей из каждого переулка — даже не обязательно темного.
Пустые трибуны во время полуфинала по мужской легкой атлетике
Фото: Lucy Nicholson / Reuters
Неймар и КЕдинственным светлым пятном в среду стало посещение знаменитой Мараканы и полуфинального матча Олимпиады, в котором сборная Бразилии встретилась с командой Гондураса. Кстати, еще один показатель специфичности и «нужности» олимпийского футбола. В полуфинале борьбы ожидаемо не получилось. Вернее, даже так: матч закончился уже на 15 секунде, когда в рекордные сроки удалось отличиться — естественно, Неймару. Вы бы видели, что творилось на трибунах! Самба, песни — в такие моменты немного завидуешь бразильской культуре боления. У нас на стадионах преимущественно мат-перемат, а на Маракане царит атмосфера абсолютного праздника.
Народ, кстати, в Бразилии тоже удивительный. Наш болельщик любит прийти на стадион в последний момент, создавая километровые очереди на входной зоне, а в Бразилии все иначе: болельщики потянулись на матч часа за три. Так получилось, что в 10 утра в пяти метрах от Мараканы, на стадионе Мараказиньо, играли сборные России и Канады по волейболу. Естественно, я не мог пропустить эту встречу и не поддержать наших ребят. Они не подкачали, легко и уверенно обыграв дерзких канадцев. Но речь не о волейболе. Так вот, уже в десять утра первые болельщики потянулись на Маракану, где в 13:00 началось спортивное шоу под названием футбол.
Описать, конечно, все невозможно. Правильно говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Но некоторые краски я все-таки набросаю. Во-первых, бразильский болельщик очень отличается от нашего. Глядя в их разукрашенные счастливые лица, никогда не подумаешь, что у этих людей столько проблем. Наш человек, отправляясь на футбол, редко представляет просмотр действа без соответствующего разогрева. На Маракане, кстати, я ни одного нетрезвого человека не видел. За время матча не случилось ни одного конфликта — все культурно, все очень мирно. Стадион в едином порыве поддерживал и победителей, и проигравшую команду, которая, напомню, проиграла со счетом 0:6. У нас бы ее точно освистали.
Еще одна важная деталь: на футболе я встретил не только бывалых болельщиков, видевших в деле самого Пеле, но и совсем юных, которым нет и года. Разношерстная публика спокойно сосуществует рядом и получает от действа невероятный кайф. А как поют трибуны! Мама дорогая, даже в Европе не везде так поют!..
Страшно представить, что будет на футбольном финале, когда бразильцы выйдут на поле против сборной Германии. Думаю, даже Неймар, молча прошедший через смешанную зону, наконец заговорит и утолит любопытство всех журналистов, которых, например, после полуфинала собралось человек сто. Все ждали звезду мирового футбола и дождались — правда, общаться с прессой бразилец не стал. Помахав всем ручкой, Неймар побежал в сторону финального матча, которого ждать осталось совсем недолго, как и нам — конца этих многострадальных Игр.