Спорт всегда был двигателем технического прогресса, а Олимпиада – его катализатор.
Каждые два года появляется дополнительный стимул для скачка в развитии телевизионных технологий – Олимпийские игры. На каждых Олимпийских играх обладатели прав на их трансляцию стремятся чем-то удивить зрителей. По сложившеся традиции, к зимним играм все разминаются: обновляют технологический парк, тестируют технологические новинки. А к летним уже вовсю представляют новые способы передачи сигнала, новые форматы, новые способы показа. Чего же нам ждать от начинающихся Летних Олимпийских игр в Бразилии?
Игры в Рио – для меня уже двенадцатые за карьеру – не являются исключением. Здесь сейчас представлено несколько прорывных технологий, которые, как я считаю, повлияют на будущее телевидения и на способ потребления медиа.
Тренд первый – съемки и трансляции в сверхвысоком разрешении, Ultra High Definition. Телевизоры UHD 4К продаются уже очень давно, а контента для них фактически нет. Смотрят в хорошем качестве две вещи – кино и спорт.
Технологии развиваются еще дальше. Начиная с 2010 года, японская корпорация NHK ведет эксперименты по съемкам в разрешении 8К (стандарт HD – 2К). Там на порядок больше пикселей и 24 канала для передачи звука – сверху, снизу, сзади (в Dolby Surround – 5.1-канальный звук). Телевизоров 8К как потребительского товара в принципе еще не существует, только прототипы и экспериментальные образцы. На предыдущих Играх проводили тестирование: контент записывался, обрабатывался и почти спустя сутки демонстрировался на большом экране. В Рио же будет регулярная съемка для отдельных событий, включая, безусловно, церемонии открытия и закрытия и другие трансляции, и все это – в прямом эфире. Японцы везут с собой свои камеры, устройства для передачи изображения – оборудования для 8К пока ни у кого больше нет. В порядке эксперимента съемка будет транслироваться в Японии, Англии и США. Для «стандартных» телевизоров 4К будут делать downscale – снижение разрешения. Но в анналах олимпийского движения уже останется сверхчеткая съемка 8К, которая, как предполагается, будет востребована, когда технология будет зрелой и получит распространение. В сверхвысоком разрешении Олимпиаду будут показывать не только по телевидению, но и в кинотеатрах, в больших фан-зонах. И в том, что со временем 8К станет распространенным стандартом для телевидения во всем мире, можно не сомневаться – у японцев есть серьезные намерения снимать и показывать Олимпиаду в Токио (2020 год) полностью в разрешении 8К. При этом предполагается, что к тому времени в свободной продаже уже будут доступны телевизоры стандарта 4К.
Второй важный тренд – бурное развитие digital-сегмента, трансляций Игр на компьютеры, планшеты, SmartTV, мобильные телефоны, другие устройства. Если еще две Олимпиады назад это были эксперименты и пробы, то сейчас вещание digital совершенно полноценное и ни в чем не уступает нормальному телевидению. На этой Олимпиаде я работаю для Olympic Broadcasting Services(OBS), это 100-процентная дочка МОК, которая как раз снимает и формирует международный сигнал, который затем и покупают телеканалы-правообладатели. Поток для digital тоже делает OBC и на него так же покупают права, как на обычные трансляции.
Сейчас вещание на мобильные платформы не просто повторяет контент, который идет с Олимпийских игр по стандартному линейному телеканалу. С digital зритель становится сам себе режиссером – может самостоятельно составить программу и посмотреть не то, что ставит режиссер или редактор спортивных программ: отдельные камеры, повторы с выбранной точки, может сам выбрать то или иное соревнование.
Для съемки зимней Олимпиады использовалось около 460 камер, для летних количество обычно в два-два с половиной раза выше. И многие из них доступны для digital-трансляций. Например, во время Олимпиады будет происходить 306 событий – соревнования, церемонии награждений и т.д. Понятно, что ни один наземный и даже спутниковый канал не покажет этого в полном объеме. А вот американская NBC для своих пользователей выпустила приложение NBC Olympic, в котором любое из этих событий можно посмотреть в live-режиме. Доступен не только выбор события как такового, но и куча дополнительной информации – биографии атлетов, которые именно сейчас бегут, результаты, которые сейчас достигаются, можно понять сразу историю, какие мировые рекорды были до этого. Информации чудовищное количество – остается только приобрести еще пару десятков глаз, чтобы смотреть все это одновременно.
Одно из следствий такого развития digital-сегмента – телеком-операторы становятся все более и более активными игроками на рынке телевещания. И сейчас они во всем мире на полном серьезе бьются за права на трансляции Олимпиад наравне с телеканалами, которым важно, в свою очередь, сохранить эксклюзив, чтобы продавать рекламодателям свою аудиторию. Пока существующие традиционные телеканалы не очень умеют работать с digital, и их выручка по этому направлению на порядки отличается от выручки от основных рекламодателей. Но очевидно, что digital со временем будет монетизироваться и менять телевидение. Так, например, во многих странах традиционные телеканалы приобретаются связистами (канадский СTV был поглощен телеком-компанией Roger, американский NBC стал частью Comcast).
Кроме того, 21 августа, в день закрытия Олимпиады, начнет вещание специальный Олимпийский канал, представляющий собой платформу в цифровой среде, которая, как предполагается, будет поддерживать интерес зрителя к Олимпиаде и напоминать о ней во внеолимпийское время.
И третья вещь, на которую сейчас делается особая ставка, – это VR, виртуальная реальность, когда съемка происходит камерами с охватом 360 градусов. Надеваешь специальные очки, и оказываешься, например, у самого края баскетбольной площадки или у кромки бассейна, и, находясь за тысячи километров у себя дома, наблюдаешь соревнование как присутствующий прямо там зритель – вокруг кто-то кричит, ходят какие-то люди. Поворачиваешь голову и видишь то, что происходит у другого края площадки, или под ногами, или у зрителей позади. Все это live-трансляция и она не требует приставки или специального телевизора. Достаточно современного смартфона, специальных очков и подключения к интернету, и все – ты уже в самом центре спортивной борьбы! Уже сейчас некоторые правообладатели покупают такие трансляции. Потребителей таких услуг в мире пока можно сосчитать по пальцам одной руки, но они существуют. Понятно, что вопрос монетизации – это пока вопрос будущего, но очевидно, что это будет реклама, которую можно «вписывать» в виртуальную реальность. Это новая реальность, которая обязательно будет развиваться.
Спорт всегда был двигателем телевизионного прогресса. И Олимпиада – его катализатор. В 1998 году, на второй для меня Олимпиаде в Нагано, состоялась первая демонстрация технологии HD. Та же японская NHK ее представляла, строили специальный театр, куда все заходили и ахали. Всего через десять лет, на Олимпиаде 2008 года в Пекине, «НТВ-Плюс» уже вела трансляцию в HD.
Прогресс ускоряется – интервал от первого прототипа до использования, по моим наблюдениям, с каждой Олимпиадой сокращается в два раза. Про VR только заговорили в прошлом году, а сейчас уже предлагают как сервис на главных мировых играх – Олимпиаде. Можно предположить, что в 2018 году опция виртуального присутствия на Олимпиадах уже станет стандартным предложением и будет с успехом продаваться.