По мнению Reuters, «аномалия» с российскими ценами на бензин объясняется тем, что экономия от удешевления нефти съедается повышением налоговой нагрузки. Дополнительным фактором Reuters называет повышение внутренних оптовых цен из-за снижения экспортных пошлин на нефтепродукты. Агентство рассчитало, что в 2015 году в стоимости литра АИ-92 акциз и НДС составляли 9,1 руб., а в этом году эта составляющая выросла до 12,6 руб.
По оценке Reuters, несмотря на снижение объема продаж, доходы российского бюджета увеличатся по итогам года за счет акцизов на топливо примерно на 200 млрд руб. — это примерно 1,4% от всей доходной части бюджета, отмечает агентство. В итоге правительство сможет сократить дефицит бюджета, не предпринимая рискованных политических шагов в виде повышения прямых налогов на потребителей, резюмирует Reuters.
В 2015 году спрос на бензин в России снизился, по данным Vygon Consulting, на 1,4%. Это произошло впервые с начала 2000-х годов. В этом году потребление бензина снизится на 3,7%, а в следующем году — на 3,8%, пишет Reuters.
Агентство напоминает, что в 2016 году акцизы на бензин в России повышались уже дважды — в январе и апреле. Крупнейшие российские нефтяные компании, включая «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз», накануне апрельского повышения акцизов просили президента России Владимира Путина перенести уплату акцизов на бензин и дизельное топливо с нефтеперерабатывающих заводов на автозаправки. Повышение акцизов может вынудить компании повысить цены на бензин примерно на 2 руб. за литр в течение года, предупреждал первый вице-президент ЛУКОЙЛа Владимир Некрасов.
Со своей стороны Федеральная антимонопольная служба заверяла, что увеличение акцизов не вызовет необоснованное подорожание бензина. Топ-менеджеру ЛУКОЙЛа, заявившему о возможном повышении цен на бензин из-за акцизов, антимонопольщики вынесли предостережение.
Андрей Кузнецов, РБК
Фото: Natalya Loginova / Global Look Press