Требования к конструкции машин прописаны в техрегламенте Таможенного союза, говорил замгендиректора НАМИ (научный автомоторный институт) Борис Кисуленко. Техрегламент вступил в силу 1 января 2015 года, а в ноябре 2015 года МВД России разработало методику применения. По этой методике ГИБДД запрещает эксплуатацию машины с изменениями, если они не отражены в паспорте транспортного средства.
В конце мая Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России разослало региональным руководителям инспекции письмо с просьбой уделять повышенное внимание техническому состоянию транспортных средств (есть в распоряжении РБК). Главный инспектор ГИБДД России Виктор Нилов предложил останавливать регистрацию автомобилей, «в конструкцию которых без разрешения Госавтоинспекции внесены изменения, напрямую влияющие на безопасность дорожного движения и носящие неустранимый характер». Госинспектора недостаточно тщательно следили за состоянием автомобилей, написал Нилов. За 2014 год количество ДТП с участием неисправных автомобилей возросло на 20%, за 2015 год — на 30%, приведена статистика в письме.
Массовые проверки и штрафы ГИБДД привели к росту социальной напряженности: в ряде регионов прошли акции протеста автовладельцев, пишет Романович в своем письме Медведеву. 18 июня акция протеста «Тюнинг — не преступление» прошла в Южно-Сахалинске, сообщали сахалинские СМИ.
Количество машин, использующих газовое топливо, уже превышает пять миллионов, отказ от использования газобаллонного оборудования может лишить миллионы автовладельцев возможности эксплуатировать их машины, причем пострадают наименее обеспеченные категории граждан, отмечает депутат. Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует безопасность дорожного движения) сказал РБК, что обращение депутатов в правительство пока не поступало.
Новые проверки также привели к тому, что деятельность в сфере импортозамещения и установки автокомпонентов, автотуризма, автоспорта становится невозможной, сообщает в своем обращении Романович. Завод «Союз-96», производящий аксессуары для автоконцернов Renault, Nissan, Toyota, начал получать массовые жалобы покупателей, рассказал РБК руководитель отдела продаж компании Алексей Лазунин. «К нам начали поступать претензии покупателей, которые купили автомобиль в автосалоне и установили, например, подножки на автомобиль, купленные по фирменному каталогу в этом же дилерском центре. Клиент пытается поставить автомобиль на учет в ГИБДД, а ему заявляют, что он внес изменения в конструкцию автомобиля, и отказывают в постановке», — рассказывает Лазунин. По его словам, из-за трудностей с регламентом завод оказался на грани закрытия.
Обращение Романович написал после круглого стола в Госдуме с участием представителей компаний-производителей и установщиков автокомпонентов, объединений автомобилистов, поисковых отрядов. Участники обсуждения указали на то, что нормы МВД затрудняют легализацию внесенных в конструкцию автомобиля изменений. Чтобы узаконить тюнинг, автовладелец должен пройти семь процедур в нескольких инстанциях, пишет Романович в обращении. По его словам, ключевая проблема заключается в необходимости предоставить машину в ГИБДД в исходном виде, что в большинстве случаев невозможно: ряд моделей уже не выпускается, а многие автомобили были ввезены в Россию уже с тюнингом. Романович в своем обращении предложил отменить предварительную техническую экспертизу и дать возможность представить машину в ГИБДД без приведения ее в исходное состояние.
Порядок сертификации тюнинга должен быть радикально пересмотрен, так как действующие правила заставляют автомобилистов сертифицировать даже незначительные дополнительные устройства на своем автомобиле, согласен с депутатом координатор движения в защиту автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Должно быть как в Европе: когда ты фундаментально переделываешь автомобиль, ты обязан это зарегистрировать, но когда ты покупаешь, к примеру, шноркель (впускная труба для двигателя), который не представляет опасности для окружающих, сертификат должен прилагаться к покупке», — объясняет эксперт.
Мария Макутина, Вячеслав Козлов, Владислав Гордеев, РБК
Фото: Pravda Komsomolskaya / Global Look Press