По окончании пресс-конференции главы независимой комиссии Всемирного антидопингового агентства (WADA) Ричарда Макларена в официальном твиттер-аккаунте пресс-атташе WADA Бена Николса был опубликован призыв отстранить всех российских спортсменов от Олимпийских игр-2016. По мнению чиновников WADA, российские спортсмены не хотят соблюдать правила игры.
Корреспондент «Известий» встретился с известным спортивным юристом Артемом Пацевым, который рассказал о двух конкретных случаях, когда антидопинговые службы применяли двойные стандарты к нашим спортсменам.
Алексей Ловчев. 27-летний тяжелоатлет сдал положительную допинг-пробу на ипаморелин во время чемпионата мира в США, где выиграл золото с мировым рекордом.
Артем Пацев: «Монреальская антидопинговая лаборатория обнаружила у Ловчева ипаморелин. Начинаем выяснять - спортсмен даже не знает, что это такое. Более того, ипаморелин опасен для тяжелоатлетов. Он хорош для бодибилдиров: увеличивает мышечную массу и сжигает жир, но при этом сушит организм и связки. Тяжелоатлетам нужно выполнять толчок и рывок на предельных весах. От этого летят даже здоровые связки, а высушенные и подавно. Тем не менее, Ловчев обвиняется в серьезном нарушении.
Доза ипаморелина в его организме обнаружена микроспокическая даже по меркам антидопинговых служб. Мы проводим много анализов и выясняем, что один метаболит из применяемой разрешенной биодобавки дает на картине спектрометра такой же показатель, как ипаморелин. Проверяем это на пяти добровольцах. Действительно - один и тот же пик и еще ряд чисто химических вещей, которые зарождают сомнения в результатах анализа канадцев. Определенно, есть еще одно вещество (интерферент), которое дает точно такие же результаты, как ипаморелин. То есть, в монреальской лаборатории банально перепутали одно вещество с другим.
Мы просим провести дополнительный анализ, который нацелен не на обнаружение запрещенного вещества, а на определение его структуры. Давайте локализуем вещество и сделаем его структурный анализ, который поможет понять его молекулярную структуру. Тогда будет всё понятно. Если анализ покажет, что это ипаморелин, то у нас нет вопросов - мы принимаем дисквалификацию. Если структурный анализ показывает, что это не ипаморелин, и у двух веществ совпадают формулы, то спортсмена надо реабилитировать.
В канадской лаборатории отказываются от этого анализа. И это при том, что спортсмен сам готов покрыть все расходы и сдать анализ в той же лаборатории и на том же оборудовании. Чего они боятся, если так уверены в своей правоте? В итоге они перестают реагировать на наши просьбы и дают Ловчеву четырехлетнюю дисквалификацию. Мы пытаемся выяснить, почему так происходит и обращаемся в WADA.
В WADA нам отвечают, что в 2015 году из технического регламента убрали пункт о дополнительном анализе в случае, если наблюдается совпадение структурных формул. Этот пункт убран по инициативе главы монреальской антидопинговой лаборатории Кристиан Айот. По ее словам, он очень затратный и практически не дает результата. Поэтому, по мнению WADA, канадская лаборатория поступила правильно, отказав нам в структурном анализе - они действовали в рамках стандартов. Но что вы предлагаете взамен? Почему этот пункт был в техническом регламенте с 2010 года и был отменен после возбуждения дела против Ловчева? На эти вопросы у WADA нет ответов».
38-летняя российская бегунья Лилия Шобухова в мае 2016 года завершила свою карьеру. Россиянка три раза побеждала в чикагском марафоне, также на ее счету победа в Лондоне, но все ее результаты были аннулированы в связи с нарушением антидопинговых правил.
Пацев: «Это дело было возбуждено для того, чтобы отстранить от работы Валентина Балахничева (на тот момент - президента Всероссийской федерации легкой атлетики). Национальные федерации не ведут паспорта крови спортсменов. Их строго конфиденциально ведет IAAF (международная федерация легкой атлетики). Они же занимаются и временным отстранением спортсменов, если у них есть какие-то подозрения. В национальную федерацию отправляются документы, и в течении пяти дней атлет должен дать письменное объяснение своим показателям крови. После этого назначаются слушания.
По Шобуховой у IAAF была информация еще в 2011 году. В личных беседах с Балахничевым чиновники IAAF говорили, что с такими показателями крови невозможно не применять допинг. Балахничев отвечал им: пришлите материалы и мы ее отстраним, самостоятельно ВФЛА этого сделать не может. При этом официально IAAF не предпринимает никаких шагов. Шобухова продолжает спокойно выступать в соревнованиях и сдает исключительно отрицательные допинг-тесты.
Позже, на слушаниях, у меня состоялся следующий диалог с директором медицинской антидопинговой службы IAAF Габриэлем Далле:
— Кто имел право временного отстранения Шобуховой?
— Я. Это задача моего департамента.
— Кто обычно посылал материалы в национальные федерации?
— Обычно я.
— Почему вы не послали обвинительные материалы в отношении Шобуховой?
— Я хотел провести дополнительные тесты.
— Десять минут назад вы говорили, что никогда в жизни не видели таких жутких кровяных показателей и мы рассматриваем дело допингистки в кубе. Сейчас вы говорите, что в июне 2012 вы хотели провести дополнительные тесты. Почему вы не отстранили ее перед Играми-2012?
— Балахничев обещал мне по телефону, что не включит ее в команду.
— Вы часто доверяете таким обещаниям?
— Нечасто.
— В июле 2012 вы видите, что Шобухова включена в заявку. Почему вы бездействовали?
— Мне пообещали, что она не поедет на Игры. Я думал, что она не будет выступать...
В итоге Шобухова сошла с марафона в Лондоне, а дисквалифицирована была только в августе 2015 года. Первоначальный срок ее отстранения был сокращен, так как она признала вину и оказала помощь в расследовании антидопингового дела. Ее обвинения в адрес Балахничева звучат очень комично: ее якобы включили в заявку на Олимпийские игры, получили за это деньги, выполнили условия незаконной сделки, а после этого вернули ей большую часть этой взятки. Таких взяточников не бывает. При этом WADA полностью доверят словам Шобуховой, а Балахничеву дают пожизненную дисквалификацию».