Президент Российской федерации баскетбола (РФБ) Андрей Кириленко дал интервью корреспонденту «Известий» Тимуру Ганееву. В ходе беседы 35-летний Кириленко отметил плюсы Открытого лагеря, рассказал о приближающемся «Экспо-Баскет 2016» и затянувшемся споре Евролиги и ФИБА.
— В новом сезоне в Единой лиге ВТБ будет выступать десять российских клубов. К девяти участникам турнира добавилась пермская «Парма». Вас радует эта тенденция?
— Очень, тем более что «Парма» добилась серьезного прогресса в прошлом сезоне. Команда выиграла Кубок России и заняла третье место в Суперлиге. Я был в Перми, когда там проводился «Финал четырех» Кубка России. На трибунах присутствовал губернатор и другие высокопоставленные чиновники области. Они увидели, что в город можно вернуть баскетбольные аншлаги времен «Урал Грейта» и поддержали заявку «Пармы» в Единую лигу. Желаю клубу удачи и уверен, что они не будут там мальчиками для битья.
— Также на вступление в Лигу претендовал «Сахалин». Расстроились, что их заявка в итоге была отвергнута?
— У Эдуарда Сандлера подобралась очень симпатичная команда, составленная из российских игроков. На мой взгляд, «Сахалин» бы достойно выступал в турнире, а отечественные баскетболисты получали бы много игровой практики на самом высоком уровне, что очень полезно для сборной. Но проблемы с аэропортом в Южно-Сахалинске (из-за ремонта он не работает два дня в неделю. — «Известия») не позволили клубу войти в Лигу. Надеюсь, что через год ситуация изменится.
— В этом году РФБ впервые провела Открытый лагерь для ближайшего резерва сборной России. Вы довольны его результатами?
— Это очень хорошая инициатива. Под руководством тренерского штаба сборной мы просмотрели всех ребят, кто максимально подходит по своему возрасту и статусу. Среди них было много ребят из Суперлиги. Тем самым мы показали, что национальная сборная — это не закрытая команда, а все находится в руках молодых парней. В итоге девять баскетболистов из Открытого лагеря продолжат подготовку с нашими топовыми игроками и по итогам второго сбора 12 лучших отправятся на квалификацию Евробаскета.
— Какие у вас ожидания от квалификационного турнира?
— Я надеюсь, что нам удастся удачно сыграть против Боснии и Герцоговины и Швеции и получить путевку на Евробаскет-2017. Со своей стороны мы создаем для сборной самые лучшие условия и рассчитываем на положительный результат.
— В предстоящие выходные в Москве состоится «Экспо-Баскет 2016». Какие цели преследует это мероприятие?
— Мне кажется, что последние 10–15 лет российскому баскетболу не хватало платформы для коммуникации между всеми участниками процесса. В частном порядке мы встречаемся с представителями Единой лиги, студенческой лиги и школьными лигами. На «Экспо-Баскет» же будет огромная площадка, где все смогут собраться в одном месте, подискутировать, обсудить накопившиеся проблемы, увидеть обновленную сборную России. В НБА всё это происходит на «Матче всех звезд». Съезжаются спонсоры, хозяева клубов, тренеры, менеджеры и обмениваются информацией. Теперь я хочу, чтобы такое событие было и в России. Важно, чтобы люди, кто любит баскетбол, пришли и посмотрели, как развивается этот вид спорта в нашей стране. У нас были тяжелые времена, но постепенно мы исправляем положение. ЦСКА выиграл Евролигу и вот этот Кубок, УГМК выиграла женскую Евролигу, мы провели суперфинал среди школьных команд, Тимофей Мозгов привез в Москву Кубок Ларри О’Брайана (главный трофей НБА)... Всё это можно будет увидеть на «Экспо-Баскет 2016». Плюс у любого потенциального спонсора будет возможность посмотреть, как развивается баскетбол в России. Я хочу сделать это мероприятие ежегодным.
— Раз речь зашла о Мозгове, который за четыре года в «Лос-Анджелес Лейкерс» заработает $65 млн, хочу спросить вас: он заслужил такой контракт?
— Несомненно! И я поясню почему. Те деньги, которые мы получаем за игру в баскетбол, — это безумие. Контракты превышающие $200 тыс. в год — это запредельно. Но надо смотреть на ситуацию шире. Есть продукт (НБА), есть спрос и предложение. Когда телекомпании покупают трансляции игр НБА за $21 млрд, которые делятся между игроками, то каждый баскетболист заслуживает зарплату, которую дает ему работодатель.
— Из российских игроков в НБА, похоже, останется только Мозгов. Новых игроков тоже не предвидится. Почему россияне не представлены на драфте НБА и даже не пробуют свои силы в летнем лагере лиги?
— Такое сейчас время. Знаете, у меня нет самоцели, чтобы наши игроки непременно были в летней лиге или на драфте НБА. Для меня главное, чтобы они были на ведущих ролях в своих клубах. Не важно — в Единой лиге, в Европе или в НБА.
— Евролига отозвала из мюнхенского суда иск против ФИБА. Что это значит?
— Видимо, то, что Евролига не имеет никаких претензий к ФИБА. Ситуация очень запутанная. Очень много участников процесса, которые являются заложниками этого долгого спора. На сегодняшний день непонятно, будет ли ФИБА применять какие-то санкции к 12 странам, чьи клубы заявились в Кубок Европы. Со своей стороны мы рекомендовали Единой лиге не включать четыре клуба («Локомотив-Кубань», «Химки», «Зенит» и «Нижний Новгород») в Единую лигу ВТБ. Об этом была уведомлена ФИБА. Ждем от них ответа.
— Тем не менее все эти клубы примут участие в розыгрыше турнира...
— У нас нет давления на Единую лигу. Мы можем только рекомендовать, а они самостоятельно принимают решение.
— Почему все 12 федераций не могут выступить единым фронтом против политики ФИБА о дисквалификации сборных за участие клубов в Кубке Европы?
— У всех национальных федераций разная законодательная база, которая включает в себя много юридических тонкостей. Пока не будет единого спортивного законодательства, мы не сможем выступить совместно и оспорить какие-то решения ФИБА. В этом наша проблема.