Впервые в истории Азербайджана прошло Гран-при Европы

 »   » 
  • Опубликованно
  • Впервые в истории Азербайджана прошло Гран-при Европы

В старом городе, у Девичьей башни, находился предпоследний, 19-й поворот трассы Baku City Circuit, самый эффектный, но и довольно коварный – крутой и узкий. После него гонщики резко разгонялись на прямом и длинном отрезке. Двигатели болидов ревели, как турбины самолетов. Вахтаясику, пожилому продавцу из местной сувенирной лавки, шум не мешает - он скрутил себе самодельные беруши из ваты. «Машины пролетают еле слышно, как бабочки», - уверяет Вахтьясик. Гонка на руку его маленькому бизнесу. «К нам много гостей приехало, - доволен торговец. -  И все они рано или поздно придут сюда. Покупать сувениры». Многие бакинцы, живущие в домах вдоль трассы, нашли еще способ заработать – они сдавали целиком свои балконы для зрителей за 500 манат - это примерно $330, при том что цены на главную трибуну варьировались от $120 до $470.

Но чтобы заработать, Баку вначале пришлось потратиться. За возможность принять у себя европейский этап Гран-при, Азербайджан выплатил лицензионный сбор в размере примерно $40 млн. Строительство 6-километрового кольца Baku City Circuit обошлось стране в 12 млн манатов  - почти $8 млн. У архитектурного бюро Tilke GmbH, создавшего и “Сочи-Автодром”, получилась не только самая длинная из проходящих по городским улицам трасс в календаре Ф1, но и одна из самых быстрых. И хотя у Азербайджана уже был опыт проведения международных мероприятий, в том числе «Евровидения» (2012) и Европейских игр (2015), в этот раз был установлен новый рекорд скорости подготовки мероприятий такого масштаба.

 

Все необходимые сооружения для гонок - трибуны, комплекс боксов, пит-лейн и командные мостики построили с нуля за три месяца, чтобы разобрать сразу после окончания соревнований. Снимут и слой асфальта, проложенный поверх исторической брусчатки старого города. Так как трасса проходит по территории, охраняемой ЮНЕСКО, сделать здесь постоянное дорожное полотно невозможно, и каждый год улицы будут асфальтировать заново. Как минимум пять лет подряд, согласно условию контракта.

55-летний Горхмаз Халилов, директор бани «Ага Микаила» в старом городе, живет в восьмом доме по улице Кичик-Гала - легендарном у каждого пост-советского туриста месте. Именно здесь герою фильма «Бриллиантовая рука» накладывали драгоценный гипс. «Вот прямо тут в этой маленькой комнате во дворике», - показывает господин Горхмаз на темное небольшое помещение, где сейчас находится кухня пожилой соседки.  А прямо за окнами его дома пролегла гоночная трасса. «Такие мероприятия, как эти гонки, привлекают много туристов. О моей бане знают многие местные жители, а сейчас узнают и иностранцы», - уверен Халилов.

 

Во время гонок бакинец Натик Иманов вышел в центр города прогуляться со своими детьми: «Пускай все знают, что у нас красиво и чисто, а Баку - это безопасный и европейский город».

На Проспекте Нефтяников, возле Дома правительства Азербайджана, пафосного здания в стиле сталинского ампира, проходит стартовая и финишная прямая. На отрезке протяженностью 2,2 км болиды разгоняются до максимальной скорости, порядка 350 км/ч., чтобы затем резко затормозить перед 90-градусным поворотом. Но не только снайперам, засевшим на крыше Дома правительства, открывается лучший вид на гонки. Здесь, у правительственного здания, расположен Паддок-клуб (Paddock Club) – трибуна для важных гостей и спонсоров Ф1. По трибуне, в сопровождении телохранителей, стремительно проходит 85-летний Берни Экклстоун, легендарный глава «Формулы-1». Кажется, он по привычке обходится без желтых берушей, которые раздают при входе в клуб. Впрочем, здесь это действительно возможно, в отличие от открытых трибун.

С одного из командных мостиков легко оценить, насколько требователен новый автодром Гран-При к пилотам. Даниэль Риккардо, гонщик из команды Red Bull, считает бакинскую трассу очень быстрой и сложной, особенно с точки зрения работы резины. В ходе первой свободной практики австралиец разбил болид на 15 повороте трассы. Одна из причин, как объяснил Риккардо: низкий уровень сцепления с асфальтом. С ним согласен и бразильский автогонщик, вице-чемпион мира Формулы-1 Фелипе Масса: «На бакинской трассе важно понять и прочувствовать каждый метр, узнать возможную предельную скорость на участке и то, как ведут себя шины на дороге».

Даниэль Риккардо

Гран-при Европы стартовало в 17.00, но на градуснике + 34 С. А значит, износ покрышек очень высок. Из-за жары некоторые команды вынуждены были делать по два пит-стопа, хотя первые шесть финишировавших гонщиков выбрали стратегию одного пит-стопа – после 43 круга. На пит-лейне команды соревнуются в скорости замены резины. Счет идет на секунды. У механиков наготове для монтажа разные варианты покрышек Pirelli - от их правильного выбора зависит успех гонки.

Начиная с первого сезона Формулы-1 в 1950 году итальянская компания Pirelli  обувает гоночные болиды. С 2011 года итальянская компания стала эксклюзивным поставщиком шин для чемпионата мира по автогонкам Формулы-1 и останется им на следующие три года. Pirelli совместно с FIA обновили действующий договор, продлив его действие до 2019 года.

Марио Изола, гоночный директор Pirelli Motorsport:

«Формула-1» для нас -

это площадка

для экспериментов»

Марио Изола

Марио, если сравнивать трассу в Сочи и Баку, российская считается скучной, а азербайджанская – коварной. Какие, по вашему мнению, главные сложности Baku City Circuit?

Бакинская трасса - абсолютно новая. На такой пилоты должны приноровиться, найти точки торможения. Это сложно из-за недостаточной видимости и крутых поворотов. В Сочи конфигурация трассы местами напоминает Абу-Даби — здесь средняя скорость не очень высокая. В Баку же много прямых участков, где можно сильно разогнаться. После чего следует участок с резким поворотом. Местами бакинская трасса сопоставима с Монте-Карло, потому что она узкая и извилистая. Она также напоминает Монцу – самую быструю трассу Формулы-1. К такому сложно адаптироваться. На длинных прямых участках гонщик должен уменьшить прижимную силу, чтобы увеличить скорость. Но тогда будет менее скоростное прохождение поворотов, а сцепление колес с асфальтом уменьшится. Найти баланс не легко. Сравнивая трассу в Сочи и Баку, я бы сказал, что бакинская более техничная.

На этих гонках вы не стали использовать шины нового типа Ultrasoft, которые предназначены специально для уличных трасс, таких как в Баку. Это решение было связано с тем, что трасса – новая, поэтому вы не смогли вовремя измерить шероховатость асфальта? Какие еще сюрпризы преподнесла Baku City Circuit?

Вообще, мы не ожидали такой скорости. Но во время тестирования один из болидов разогнался до 351 км/ч. То есть почти достиг рекорда, поставленного на трассе в Монце. Касательно шин, мы ожидали низкого износа. Поэтому, как вы заметили, мы не привезли самый мягкий состав UltraSoft. В итоге, гонщики использовали резину Medium, Soft и Supersoft.

Когда вы впервые увидели трассу?

Только в четверг, 16 июня, за день до Формулы-1. Конечно, я получал техническую информацию от организаторов. Но когда ты видишь трассу своими глазами – это совсем другое дело.

Какие самые опасные участки на Бакинской трассе?

Сложный первый поворот, а также седьмой, который начинается у старого города. Они требуют особой ловкости при торможении. Когда заканчиваются длинные прямые участки гонщик должен тормозить с 350 до 100 км/ч. Ясное дело, что это технически сложно. Собственно, во время GP2 (гонка «младшей» серии, которая проходит до Формулы-1) мы в этом убедились – было много аварий. Я бы еще выделил 15 поворот, где нужно проезжать очень близко к крепостной стене. На других трассах если гонщик ошибется на 10 см, он вылетит на повороте. Здесь же он врежется в стену.

А вы сами любите быструю езду? Был ли у вас опыт участия в гонках?

Я люблю скорость. Я 10 лет отработал инструктором в итальянской школе безопасного вождения Speed Control. Когда стал работать в Pirelli Motorsport, хотел на себе испытать, что такое настоящие гонки. Я принял участие в 5 ралли в таких странах, как Мексика, Китай, Хорватия. И могу подтвердить, что это очень сложный спорт. Сложнее, чем кажется. Но на Формуле-1 гонщик находится в среде, где соблюдены все меры безопасности. Что бы ни случилось, тебе мгновенно окажут помощь. На настоящей дороге более опасно. Если ты нарушаешь правила дорожного движения, можешь покалечить себя или других людей.

Pirelli уничтожает все шины после гонок: использованные и новые. Так, в прошлом году команды получили 35964 шин (29856 на гоночные уик-энды и 6108 – на тесты), из них пригодились чуть меньше половины - 17580 штук. Как вы относитесь к тому, что шину, которая может проделать путь от Милана до Мельбурна и обратно, уничтожают, не воспользовавшись?

Один раз надев шину на диск, мы ее больше не используем. Потому что в процессе монтажа на покрышки воздействует большая нагрузка, резина деформируется. Все шины – использованные и новые – мы исследуем, а потом отправляем в Великобританию для утилизации. Там при высокой температуре их сжигают. Получившийся остаток используется для производства цемента.

Во сколько вам обходится создание новой шины?

Если вы имеете в виду все расходы, связанные с разработкой, это миллионы евро. Если говорить только о затратах на материалы и производство каждой шины, это порядка несколько сотен евро.

Что Формула-1 приносит Pirelli? Оправданы ли затраты на самый дорогой вид автоспорта?

Ни для кого не секрет, что для Pirelli участие в Формуле-1 – затратное дело. Но, эти расходы оправданы. Формула-1 – единственный чемпионат мира по кольцевым автогонкам, который известен во всем мире. Благодаря этой гонке о Pirelli знают в Европе, Азии, Северной и Южной Америке – везде. Даже в тех странах, где наша фирма не известна [на потребительском рынке]. Помимо маркетинговой, есть еще техническая выгода. Ясно, что гоночные шины отличаются от дорожных. На дорогах другая температура и нагрузка. На Ф1 лучшие инженеры мира работают с самыми высокими технологиями. Это площадка для экспериментов. Наработанный опыт мы внедряем в массовое производство.

 

 

 

Победителем первого в истории Гран-При в Азербайджане стал пилот Нико Росберг из команды Mercedes. Он выбрал удачную стратегию:  стартовал с поул-позиции и использовал один пит-стоп, перейдя с шин supersoft на soft, не теряя лидерство во время всей гонки. Все гонщики, занявшие первые шесть мест, так же стартовали на шинах supersoft и использовали один пит-стоп, заменив шины на soft между 8 и 21 кругом. Это означает, что они проезжали на soft шинах до 43 кругов, как в случае с Ferrari Кими Райкконена.

«Гран-При Баку содержал ряд сюрпризов: температура трека достигла 50 градусов после первой трети гонки, - говорит Пол Хембри, руководитель Pirelli Motorsport. -  Как и прогнозировалось – для победы необходимо было провести гонку с одним пит-стопом. Мы видели несколько различных стратегий, включая очень долгое использование шин supersoft, которые оказались ключом к победе Нико Росберга на этом удивительном треке».

Самое высокое место из трех пилотов, стартовавших на шинах soft, показал Нико Хюлькенберг из Force India, занявший 9-е место, он так же сделал один пит-стоп.

Лучший результат с двумя пит-стопами показал пилот Даниэль Риккардо из команды Red Bull, он использовал все три типа шин представленных на Азербайджанском этапе: supersoft, soft и medium, так же как и его напарник по команде Макс Ферстаппен. Другой стратегией воспользовался Паскаль Верляйн из Manor - он сначала проехал 29 кругов на шинах soft, и после этого использовал medium вплоть до финиша. Кевин Магнуссен на Renault, наоборот проехал на шинах soft последние 46 кругов, а Рио Харьянто из Manor - 48 кругов

Кроме победы Нико Росберга, кульминацией гонок стал концерт Энрике Иглесиаса. Баку к лицу роскошные шоу и размах. Если строить небоскребы, то как в Дубае, если приглашать звездного архитектора, то - Заху Хадид. Это правило коснулось и гонок: на первом в истории Гран-При в Азербайджане был установлен рекорд скорости: финский автогонщик Валттери Боттас промчался по финишной прямой на скорости 366,1 км/ч, а, по неофициальным данным, разогнался до 378 км/ч.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа