Снижение спроса на бензин на 20% предусмотрено в агрессивном сценарии исследования аналитика Wood Mackenzie Праджита Гхоша, с которым ознакомилось издание The World Street Journal. Это означает, что нынешний уровень потребления в 9 млн барр./день снизится на 2 млн барр.
По словам Гхоша, приведенный выше сценарий базируется на том, что на рынок начнутся массированные поставки недорогих электромобилей, которые смогут проезжать относительно большие расстояния за относительно небольшое время. По мнению автора исследования, более вероятно, что к 2035 году электромобили займут 10% рынка, что приведет к падению спроса на бензин на 5%.
Гхош полагает, что основным драйвером рассматриваемой им тенденции может стать появление в 2017 году на рынке Tesla Model 3, которая будет стоить около $35 тыс. В этом случае, по его словам, электромобили получат шанс стать мейнстримовым средством передвижения, и с 2025 года начнется резкое падение спроса на бензин.
В исследовании Wood Mackenzie отмечается, что вскоре ожидается выход на рынок еще нескольких недорогих моделей. В частности, напоминает Гхош, в этом году ожидается начало продаж Chevrolet Bolt по цене от $30 тыс.
В публикации подчеркивается, что распространение электромобилей в США не обязательно приведет к плохим последствиям для компаний, ориентированных на ископаемое топливо. По оценке Wood Mackenzie падение спроса на нефть, вероятно, компенсируется ростом потребления газа, поскольку возрастет спрос на электроэнергию, которая будет поставляться с газовых электростанций и за счет возобновляемых источников энергии.
В противовес мнению Гхоша нефтегазовые компании с меньшим оптимизмом смотрят на будущее электромобилей, пишет WSJ. Издание приводит слова главного экономиста BP Спенсера Дейла, который на прошлой неделе в Хьюстоне заявил, что двигатели внутреннего сгорания по-прежнему имеют значительные преимущества перед своими электрическими альтернативами, и поэтому он не ожидает широкого распространения электромобилей в ближайшие 20 лет.
В этом году электромобили составляют менее 1% от общих продаж машин в США, напоминает WSJ. Издание отмечает, что главной задачей для производителей электромобилей остается повышение энергоемкости батарей, которые позволяли ли бы преодолевать большие расстояния без подзарядки.
Tesla решила поставить на свои машины более мощные батареи, которые позволят проезжать без подзарядки более 200 миль (320 км). Ее конкуренты также удваивают усилия, пишет WSJ. Разработкой магистральных электромобилей занялись Nissan, Hyundai и Volkswagen; Ford собрался инвестировать в ближайшие четыре года $4,5 млрд в разработку 12 новых электромобилей и гибридных моделей, Volvo поставила цель произвести к 2025 году 1 млн электромобилей.
Андрей Кузнецов, РБК
Фото: CHROMORANGE / Dieter Mobus / Global Look Press