Освобождение Надежды Савченко, ставшее одним из наиболее громких событий мая 2016 года, в какой-то степени можно считать знаковым. Это действие привело к заметному «оживлению» политической жизни на Украине, поскольку изменило расклад сил в стране. Во-первых, активизировались украинские радикалы из так называемой «уличной оппозиции». Во-вторых, с «громкими» заявлениями стали выступать и украинские политики, занимающие важные посты в правительстве и Верховной Раде. Конечно, и раньше украинские политики предпринимали не вполне адекватные заявления, но теперь их количество и периодичность явно возросли.
Одним из первых выступил сам Петр Порошенко, который не преминул подчеркнуть в своей речи, посвященной встрече Савченко: «Как мы вернули Надежду, так мы вернем Донбасс и Крым». Впрочем, для Порошенко эти слова – скорее дежурные, поскольку украинский президент просто не может не упоминать о бесславно потерянных территориях. В то же время, многие украинские политики, как мы видим, действительно приняли освобождение Савченко, бывшее проявлением гуманизма и заботы об обмене российских граждан за некую «слабость», которая позволяет «продавливать» и другие послабления для киевского режима. Одновременно с уверенностью в своих возможностях растет и уровень общей агрессивности киевского режима. С воинственными заявлениями, впрочем, пока выступают все те же лица.
30 мая 2016 г. пресс-служба Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) распространила заявление секретаря совета Александра Турчинова. Политик, известный активным участием в Евромайдане и последующими агрессивными высказываниями в адрес России, заявил, что ситуация на Донбассе может вновь перерасти в полномасштабные боевые действия. Это заявление Александр Турчинов сделал на встрече с председателем литовского сейма Лоретой Граужинене. Секретарь СНБО Украины по-прежнему рассчитывает на получение военно-технической помощи от стран НАТО. Турчинов признался, что в настоящее время Украина не имеет возможности покрыть свои потребности во всех видах вооружений, поэтому ей должен помочь Запад. В свою очередь, спикер литовского сейма вновь пообещала Украине всестороннюю поддержку от Литвы в стремлении «незалежной» стать «полноправным членом Европы». Правда, «европейские тяжеловесы» в необходимости этого сомневаются, более того – в странах Европы растут сомнения в необходимости и дальше придерживаться политики антироссийских санкций. Поэтому слова Турчинова выглядят скорее адресованными внутреннему потребителю – воинствующей части украинского общества.
С еще более впечатляющим предложением выступил другой украинский деятель – Андрей Билецкий. Напомним, что этот человек не только является депутатом Верховной Рады Украины, но еще и командует небезызвестным полком «Азов». 20 мая 2016 г. Билецкий вывел на улицы Киева несколько тысяч разгоряченных молодых радикалов, которые требовали немедленного разрыва Минских соглашений и возобновления боевых действий на Донбассе. Напомним, что Билецкий – один из ветеранов украинского националистического движения. Несмотря на то, что ему всего лишь 37 лет, стаж участия Билецкого в украинском националистическом движении приближается к двум десятилетиям. В 2001 г. он окончил с отличием исторический факультет Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина и уже тогда его дипломная работа была посвящена Украинской повстанческой армии. Тогда же Билецкий активно участвовал в массовых выступлениях украинских националистов и даже попал под административный арест. Затем он стал лидером таких праворадикальных организаций как «Патриот Украины» и Социал-Национальная Ассамблея, а
17 сентября 2014 г. стал командиром полка «Азов». В Верховной Раде Украины Андрей Билецкий является заместителем главы комитета Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, а также входит в группы по межпарламентским связям с Грузией, Великобританией, Израилем, США, Польшей и Литвой. Таким образом, несмотря на свои ультрарадикальные взгляды, Билецкий – фигура достаточно значимая на Украине. Более того – его можно рассматривать как одного из лидеров радикального крыла украинских националистов, которое сегодня оказывает давление на режим Порошенко с целью изменения политики на Донбассе и по отношению к «крымскому вопросу». Поэтому нет ничего удивительного в воинственных высказываниях Билецкого и по вопросам ядерного потенциала Украины.
Билецкий призвал власти Украины создать собственное ядерное оружие. По мнению Билецкого, если Украина восстановит ядерный потенциал, то тогда ей будут не страшны угрозы соседних государств (намек на Россию очевиден). Да и потребности в выпрашивании противотанковых ракетных комплексов у Соединенных Штатов Америки больше не будет. Кстати, Билецкий подчеркнул, что США не имеют права требовать от Украины отказа от обладания ядерным оружием, поскольку сами в 1990-е годы способствовали уничтожению ядерного потенциала украинского государства. Интересно, что командир «Азова» уверен в том, что украинскому государству удастся при необходимости воссоздать ядерный потенциал страны практически за полгода. На сайте президента Украины Порошенко появилась петиция с требованием восстановить ядерный статус украинского государства. Петиция появилась в понедельник 30 мая. Процесс сбора подписей означен в девяносто два дня. Напомним, что бывшие президенты Украины Леонид Кравчук и Леонид Кучма также выступили за выход Украины из Договора о нераспространении ядерного оружия. Тем самым, они показали, что даже столь высокопоставленные в свое время персоны солидарны с мнением киевских ультрарадикалов.
Показательно, что еще в марте текущего года с идеей воссоздания ядерного оружия на Украине выступил руководитель Радикальной партии Украины Олег Ляшко. Он также подчеркнул, что для возобновления ядерного потенциала у Киева есть все возможности. Правда, где страна, которая не может даже прокормить и одеть строевые части армии, найдет средства на создание ядерного оружия, не очень понятно. Тем более, что ни США, ни Евросоюз не поддержат эту идею – им отнюдь не хочется, чтобы в руках нестабильного киевского режима оказалось такое оружие. Роуз Готмюллер двадцать два года назад, в далеком 1994 году, была представителем США на переговорах о ядерном разоружении Украины. В 2014 г., спустя двадцать лет после переговоров, она дала интервью изданию «Европейская правда», в котором, в частности, подчеркнула всю правильность избавления Украины от ядерного оружия. «Если бы ядерное оружие, унаследованное от СССР, оставалось на Украине, она 20 лет продолжала бы оставаться источником нестабильности и конфликтов на всем евразийском пространстве», - подчеркнула Готмюллер в интервью журналистам «Европейской правды». Далее американская чиновница прямо подчеркнула, что если Украина сегодня захочет пойти по пути возобновления создания ядерного оружия, то ее ожидает судьба Ирана или Северной Кореи.
Следует напомнить, что Украина избавилась от ядерного оружия самостоятельно, уже будучи суверенным государством. Да и можно ли считать это ядерное оружие украинским? Ведь оно было разработано в Советском Союзе, являлось частью советской системы обороны. Если современная Украина рассматривает свое советское прошлое как период оккупации, то есть ли у нее моральное право говорить о том, что оружие мнимых «оккупантов» принадлежит ей самой? Тем более, что после распада Советского Союза были достигнуты договоренности об отказе Украины от ядерного оружия. И заключались эти договора не без активного участия тех самых Соединенных Штатов Америки, от которых современный Киев требует поддержки, в том числе и военно-технической. В декабре 1994 г. представители Украины, вместе с Россией, США и Великобританией, подписали Будапештский меморандум, согласно которому Украина присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия в 1996 году как страна – участник, не обладающая собственным ядерным оружием. На протяжении всех кризисных 1990-х годов Украина старательно избавлялась от стратегической авиации и крылатых ракет, поскольку не имела материальной и организационной возможности содержания и обслуживания такого вооружения. Часть ядерного оружия страны была передана Российской Федерации, другая часть – утилизирована. Кроме того, периодически в средствах массовой информации появлялись публикации о возможной передаче украинского оружия в «третьи» страны, среди которых, чаще всего, назывались КНДР и Иран. Однако эта информация оставалась неподтвержденной.
С другой стороны, украинская сторона сама панически боится наличия ядерного оружия у России. Иногда эта боязнь переходит в откровенную паранойю. Так, еще в январе Александр Турчинов заявил о том, что Россия угрожает Украине своими ракетами. 30 мая 2016 г. с очередным громким заявлением выступило Главное управление разведки Министерства обороны Украины. Его представитель Вадим Скибицкий заявил, что Российская Федерация якобы проводит отработку практики применения ядерного вооружения, причем не где-нибудь, а прямо на полуострове Крым. Зачем проводить подобные учения на курортном полуострове, который, к тому же, очень часто посещают российские высшие чиновники, украинский военный не сообщил. Зато Скибицкий сообщил, что якобы вопросы использования ядерного оружия регулярно отрабатываются на военных учениях. Есть и еще один момент. Полуостров Крым после свободного волеизъявления его жителей стал частью российской территории, а следовательно на нем могут размещаться российские войска со своим вооружением. К тому же, агрессивная политика украинских властей делает просто необходимым нахождение на полуострове подразделений российских вооруженных сил 0 и сухопутных, и военно-морских, и военно-воздушных.
Между тем, еще в 2014 г. министр обороны Украины Валерий Гелетей прямо обвинял Россию в применении тактического ядерного оружия на территории Донбасса, хотя к этому не было никаких оснований. Тем не менее, тогда украинские и многие западные средства массовой информации с удовольствием тиражировали подобные высказывания, даже не задумываясь об их достоверности. В конце концов, если бы кто-то применял против ВСУ ядерное оружие, то ход вооруженного конфликта на Донбассе был бы принципиально иным, да и не исключено, что в Киеве уже в том же 2014 году был бы совершенно другой политический режим. Поэтому подобные выступления украинских политиков могут восприниматься лишь как провокационные заявления, направленные на разжигание антироссийских настроений.
В последнее время забеспокоились о возможном ослаблении санкций против России со стороны Евросоюза и лидеры крымско-татарских националистических организаций. Так, Мустафа Джемилев заявил, что Евросоюз может поддаться и ослабить санкции. В то же время, Джемилев подчеркнул, что не считает необходимым вооруженный путь решения «крымского вопроса». Очевидно, что знакомый с реальными настроениями в Крыму Мустафа Джемилев понимает, что если он будет еще и выступать за развязывание войны, то окончательно утратит свое влияние даже среди той части крымско-татарской общественности, которая находится на Украине и относится прохладно к воссоединению Крыма с Российской Федерацией.
Общая активизация политических сил самого разного толка на Украине связана, в том числе, и с возвращением Савченко, сулящим некоторые изменения в сложившейся политической ситуации, которые, вполне вероятно, затронут и положение на Донбассе. Безусловно, что возвращение Надежды Савченко на Украину стало еще одним козырем для тех украинских сил, которые давно «точат зуб» на президента страны Петра Порошенко и связанные с ним бюрократические и олигархические кланы. «Честный офицер» Савченко для них – идеальная фигура, которую можно использовать в политических целях, в том числе и для того, чтобы если не «свалить» Петра Порошенко, то, по крайней мере, создать ему дополнительные проблемы.
Примечательно, что хотя Надежду Савченко «поднимают на щит» добровольческие батальоны, сама вчерашняя заключенная выступает с более умеренных позиций. Поскольку Савченко активно поддерживается партией «Батькивщина» Юлии Тимошенко, от которой она и получила депутатский мандат, ее появление сулит усиление именно этой политической силы. Можно предсказать ослабление и так шатких позиций поддержки Порошенко. Вполне вероятно, что украинские националисты воспользуются медийным поводом освобождения Савченко для очередной раскачки политической ситуации в стране. Для этого они и не забывают о своих излюбленных методах, прежде всего – о провокационных заявлениях против России, включая рассуждения об ядерном оружии, выглядящие, мягко говоря, смехотворно.
Конечно, Порошенко и его окружение постараются не допустить превращения Савченко в политическую фигуру, угрожающую сложившейся на Украине системе. И тут совсем не в тему приходятся упомянутые выше демарши украинских радикалов, которые создают неблагоприятное впечатление об Украине у «американских и европейских партнеров». Петру Порошенко совсем не выгоден новый виток конфликта на Донбассе, поскольку он угрожает его политическим позициям и может повредить сохранению власти. Соответственно, и противостояние с радикальной оппозицией будет продолжаться. Очень интересно, какую роль в нем сыграет и сама Надежда Савченко.