25 мая 2016 г. на свободу вышла Надежда Савченко. Печально известную в России украинскую военнослужащую, которая, напомним, 22 марта этого же года была осуждена городским судом г. Донецка Ростовской области на 22 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима и выплату штрафа в 30 тысяч рублей, украинский президентский самолет доставил в Киев. Через два месяца после вынесения приговора Савченко была помилована специальным указом президента Владимира Путина. Как оказалось, с просьбой о помиловании к президенту обратились родственники журналистов Антона Волошина и Игоря Корнелюка – именно за причастность к их убийству Надежда Савченко и была осуждена российским судом.
Надежда Савченко. Фото: Валерий Матыцин/ ТАСС
До самого последнего момента информация о готовящемся освобождении Надежды Савченко держалась в секрете. Конечно, о том, что ее должны обменять на содержащихся в украинской тюрьме россиян, разговоры ходили еще в минувшем 2015 году. Практически сразу же, как Савченко был вынесен приговор, президент Украины Петр Порошенко заявил, что допускает возможность ее обмена на Евгения Ерофеева и Александра Александрова. Граждане Российской Федерации Александров и Ерофеев, напомним, были в 2015 году задержаны украинскими спецслужбами. Их обвинили в участии в войне на Донбассе и приговорили в апреле 2016 г. к 14 годам лишения свободы каждого. Украинская сторона упорно называла Александрова и Ерофеева бойцами Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил Российской Федерации. Однако представители России заявляли, что действующими военнослужащими Александров и Ерофеев не являются. В апреле 2016 г., уже после осуждения Савченко, Петр Порошенко сообщил, что обсуждает с российским руководством нюансы обмена Савченко на Александрова и Ерофеева. К концу апреля российская пресса сообщила, что Федеральная служба исполнения наказаний готовит документы для экстрадиции Надежды Савченко на Украину.
Все утро 25 мая в аэропорту г. Ростова-на-Дону толпились журналисты. «Акулы пера» и «мастера съемки» ждали самого волнующего момента, когда можно будет заснять, записать, запомнить главное событие последних дней – обмен Надежды Савченко на Александра Александрова и Евгения Ерофеева. Появилась информация, что за Савченко в Ростов-на-Дону прилетит сам президент Украины Петр Порошенко. Это уже потом выяснится, что для доставки Савченко на родину, в Ростов-на-Дону действительно вылетел президентский самолет. Но Порошенко на нем не было – летел ряд высокопоставленных чиновников и сотрудники украинских спецслужб. Уже после обеда к журналистам вышли представители охраны аэропорта, которые и сообщили, что Савченко давно улетела в Киев. Операцию по экстрадиции провели незаметно, без лишних глаз.
На Украине, в аэропорту Борисполь, где приземлился президентский самолет, Надежду Савченко встречали как национальную героиню. В аэропорт прибыли лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, мать Савченко Мария Савченко и сестра Вера Савченко. В три часа дня президент Петр Порошенко официально объявил, что Надежда Савченко прилетела в Киев. Ей вручили звезду Героя Украины. Предполагается, что уже на следующей неделе Савченко начнет работать в качестве депутата Верховной Рады.
Евгения Ерофеева и Александра Александрова, напротив, в аэропорту Внуково встречали «без шума» - у трапа самолета мужчин обняли их жены. Общаться с прессой и делать какие-то громкие заявления никто из них не стал. В отличие от Надежды Савченко, за два года заключения превратившейся в медиаперсону, раскрученную украинскими, западными, да и российскими (чего греха таить!) средствами массовой информации, освобожденные россияне – персоны не медийные.
Надежда Савченко и Петр Порошенко. Foto: Sergei Chuzavkov, AP
Но перейдем от обстоятельств освобождения Савченко к оценке последствий самого события. Надежду Савченко держали в России под стражей почти два года. Все это время и на Украине, и в странах Запада продолжалась кампания в защиту арестованной украинки, к которой подключилась и российская «пятая колонна» - прозападные СМИ и политические деятели. В конце концов, Савченко осудили. Но слухи о том, что до конца свой срок украинская летчица сидеть не будет, ходили еще до вынесения приговора. Было понятно, что Савченко станет предметом политического торга, только какого? Некоторые политики предлагали обменять Надежду Савченко на Виктора Бута, задержанного американскими спецслужбами. По их мнению, это был бы вполне равноценный обмен. Другие предлагали все же выпустить Савченко на свободу в обмен на освобождение задержанных на Украине Ерофеева и Александрова. Но были и стойкие противники любых разговоров об обмене или освобождении украинской летчицы.
Прекрасен сам факт того, что российские граждане Евгений Ерофеев и Александр Александров оказались на свободе. Если Россия хочет не только называться, но и быть сильным и авторитетным государством, она должна заботиться о безопасности своих граждан и защищать их любыми средствами. В то же время, некоторые знаковые для современной России люди оценили обмен Савченко негативно – не потому, что не надо было добиваться возвращения Ерофеева и Александрова, а потому, что от освобождения Надежды Савченко выиграла, в первую очередь, украинская сторона. В частности, Игорь Стрелков заявил о неравноценности обмена. Бывший министр обороны Донецкой народной республики заявил в интервью «Газете.ру», что Украина будет использовать освобождение Савченко для поднятия псевдопатриотической истерики. Россия из обмена Савченко не получит, по мнению Стрелкова, практически ничего.
С критикой освобождения Надежды Савченко выступил известный российский политолог Сергей Марков. Он опубликовал на своей странице в социальной сети «Фэйсбук» пост, посвященный самому главному событию дня. По мнению Маркова, возвращение Савченко на Украину приведет к утверждению и на Украине, и на Западе мнения о том, что на Россию можно и нужно давить. Следовательно, США, Евросоюз и Украина будут и впредь ужесточать свои позиции в отношении России. С другой стороны, союзники России могут разочароваться в ее силе и переориентироваться на сотрудничество с западными странами.
Еще один просчет российского руководства связан с тем, что Савченко обменяли на людей, которых на Украине представляли российскими разведчиками – военнослужащими. До недавнего времени Россия отрицала факт принадлежности Ерофеева и Александрова к Вооруженным силам Российской Федерации, но их обмен на Савченко создает именно такое впечатление. «Все западные газеты будут теперь писать, что Москва впервые открыто признала, что ее военные воюют на Юго-Востоке Украины», - написал на своей странице Сергей Марков.
В то же время, вполне понятны и мотивы, которыми руководствовалась российская власть, принимая решение об обмене Савченко. Если бы Савченко отправилась на долгие годы в колонию общего режима, как следовало из приговора суда, все это время заключение Савченко эксплуатировалось бы антироссийскими силами. Запад и Украина обвиняли бы Россию в нарушении прав человека и незаконном содержании Савченко под стражей, российские либералы проводили бы акции в ее поддержку как «политической заключенной». Естественно, сохранялись бы прежние антироссийские санкции или вводились бы новые. В любом случае, «дело Савченко» продолжалось бы не один год, а так российское руководство рассчитывает, пусть даже ценой репутационного ущерба, что за месяц – другой мир забудет и о Савченко, и об ее нахождении в российской тюрьме в 2014-2016 гг.
Кроме того, на Савченко обменяли двух российских граждан. Это также большой плюс – живые, реальные россияне вернулись домой, к своим семьям. Это тоже люди и они фактически находились в заложниках у украинских властей. Надо было подумать и об их безопасности. Меняя двух россиян на Савченко, российская власть как бы показывает – забота о собственных гражданах превыше всего, в том числе и репутационных издержек. Многие российские политики, включая таких «тяжеловесов» как Валентина Матвиенко или Владимир Жириновский, так и говорили – что если можно освободить россиян ценой обмена на Надежду Савченко, то этим нужно воспользоваться.
Но пока очевидно, что максимальную пользу из освобождения Савченко извлекла для себя Украина. Есть такая категория российских патриотов, которая склонна одобрять любые действия власти, в том числе и самые непродуманные и непопулярные. Разумеется, что нашлось достаточное количество и политиков, и политологов, и публицистов, которые сразу же поддержали идею обмена Савченко и пытаются представить ее освобождение как успех России. Например, утверждают, что российский суд доказал причастность Савченко к убийству журналистов и теперь она считается убийцей. Вопрос только – кем считается? На Западе, не говоря уже про Украину, абсолютно все равно, какие доказательства нашел российский суд. Для них Савченко – эффективный инструмент антироссийской игры, который будут использовать, пока его можно использовать.
То, что столь громкое дело завершилось освобождением фигурантки через два месяца после строгого приговора, говорит об отсутствии четкой и единой позиции по делу Савченко в российском руководстве. Еще вчера Савченко представляли жестокой убийцей, о ней выходили в эфир сюжеты и писались обличительные статьи. Обыватель потреблял и переваривал эту информацию, укрепляясь в своей ненависти к жестокой мужеподобной корректировщице – и вот на тебе! Надежда Савченко освобождена и доставлена в Киев, где ее встречают как национальную героиню. Как объяснить ее стремительное освобождение людям? Ведь получается, что Надежда Савченко не ответила перед законом за свои деяния, вину в которых признал суд.
В России тысячи заключенных ожидают помилования президента – и речь не только о маргиналах, но и о людях, имеющих заслуги перед страной, воевавших или трудившихся, но совершивших в какой-то момент преступление и оказавшихся по ту сторону колючей проволоки. Все они заявляют о своем глубоком раскаянии в совершенных преступлениях, стараются не нарушать режим и вести себя примерно в местах лишения свободы. Но из них лишь единицы добиваются помилования. А Надежда Савченко, открыто выступающая с антироссийских позиций, вышла на свободу.
Большим просчетом стало и то, что российское общественное мнение оказалось неподготовленным к готовящемуся обмену Надежды Савченко. Большинство россиян не предполагали, что после громкого процесса и многочисленных публикаций в СМИ, осуждающих украинскую летчицу, ее возьмут и через два месяца просто передадут Украине. Если у российской власти были изначально такие планы, то надо было плавно подготовить к этому действию общественное мнение. Кстати, эта задача была бы вполне выполнимой – если бы российские средства массовой информации получили бы соответствующие установки, то общество оказалось бы подготовленным к готовящемуся обмену. По крайней мере, он бы не выглядел как проигрыш российской стороны и победа Киева.
На Украине Савченко ожидает политическая карьера. Сейчас за «обладание Савченко» сойдутся в конкурентной борьбе многие украинские политические партии. Ведь столь раскрученная медийная фигура – большой бонус для любой украинской политической организации. Сама Савченко была избрана депутатом Верховной Рады Украины и Европарламента еще во время нахождения под стражей в России. Получается, что освободив Савченко, Россия получила еще одного крайне радикального противника на политической сцене Украины. С уровнем раскрутки Савченко не исключено, что она возглавит какую-нибудь политическую организацию, по крайней мере, в роли «говорящей головы». Ее антироссийские речи со ссылками на «печальный опыт» пребывания в российском следственном изоляторе будут в изобилии тиражироваться украинскими и западными средствами массовой информации. Нужно ли это России?
Впрочем, и арестовав и заключив под стражу Надежду Савченко на своей территории, Россия сама создала для себя «проблему Савченко». Известный адвокат Дмитрий Аграновский дал интервью российскому информационному ресурсу «Свободная Пресса», в котором, в частности, подчеркнул, что с самого начала нельзя было раскручивать «дело Савченко». Сам факт проведения суда над Савченко в Российской Федерации, по мнению Дмитрия Аграновского, был большой ошибкой. Как подчеркнул Аграновский, в таких случаях «необходимо поступать по законам военного времени». Судебный процесс над Савченко способствовал ее раскрутке, лишнему привлечению внимания к проблеме российско-украинских отношений и, в конечном итоге, превратил никому не нужную и неизвестную тридцатитрехлетнюю (на момент ареста) летчицу лейтенанта Савченко в политическую фигуру всеукраинского масштаба, да еще с общемировой известностью.
Освобождение Савченко прибавило самоуверенности украинской стороне. Петр Порошенко заявил, что будет добиваться освобождения и других украинских граждан, находящихся под стражей на территории России. Прежде всего, речь идет о «крымских террористах» - Олеге Сенцове, Геннадии Афанасьеве и Александре Кольченко. Они были осуждены по обвинению в терроризме на территории Крыма и приговорены к различным срокам лишения свободы (Сенцов – 20 лет, Кольченко – 10 лет, Афанасьев – 7 лет). Украинский президент разошелся до того, что пообещал «освободить Крым и Донбасс, как освободили Надежду».
Возвращение Савченко в Киев стало огромной имиджевой победой Петра Порошенко. Что будет дальше и как поведет себя Савченко на политической сцене Украины – покажет время. Куда важнее – последствия произошедшего события для России. А они вряд ли будут позитивными. Никакой либерализации политики Запада в отношении нашей страны не последует – нужно смириться, что неприятие России – органичная позиция США, Великобритании и ряда других западных государств, которая не зависит от того, в тюрьме или на свободе Савченко или любые другие украинцы, как, впрочем, и вообще от отношений России и Украины.