В наше время делать политические прогнозы несложно. Если предпосылки к дестабилизации где-то проявились и сумма факторов складывается в ее пользу, то такая дестабилизация неминуемо проявит себя.
Спустя год после моей первой публикации о неблагополучной ситуации в Казахстане потенциальный политический кризис начал приобретать осязаемые черты.
24 апреля в Казахстане, начиная с города Атырау, была запущена серия акций протеста против продажи и передачи в аренду земли иностранным гражданам и компаниям.
По официальной версии лидеров протеста, недовольство, в первую очередь, вызвано поправками в Земельный кодекс Республики Казахстан, которые должны вступить в силу 1 июля нынешнего года. Разъяснения властей в расчет не принимаются.
«Миллионы китайцев получат казахстанское гражданство и отберут наши земли»
Власти говорят, что о продаже земли иностранцам речи вообще не идёт, поправки предусматривают передачу земель сельскохозяйственного назначения в долгосрочную аренду. Мы вам не верим, говорят митингующие и продолжают стоять с плакатами «Продажа земли – продажа Родины».
Власти снова дают разъяснения, что речь идёт исключительно об аренде. Всё равно мы против, говорят митингующие, потому что даже если сдать земли в аренду на 25 лет, то китайцы так их затравят химикатами, что земли эти станут непригодны для дальнейшего использования.
Закон предусматривает механизм изъятия земли в случае её ненадлежащего использования или применения запрещённых химикатов, говорят власти. Мы опять вам не верим, говорят митингующие, мы знаем, что и как делается в Казахстане. Более того, продолжают митингующие, за 25 лет на этих землях наплодятся миллионы китайцев, у которых эти земли потом так просто не отберёшь.
Это земли сельскохозяйственного назначения, и по закону китайцам нельзя на них «плодиться», говорят власти. И опять мы вам не верим, говорят митингующие, они обязательно найдут юридические лазейки, чтобы наши земли к рукам прибрать.
По закону иностранцы не имеют права владеть землей в Казахстане, говорят власти. Мы вам снова не верим, говорят митингующие, миллионы китайцев получат казахстанское гражданство и отберут наши земли.
Миграционное законодательство Казахстана не предусматривает выдачу гражданства миллионам китайцев, отвечают власти. Мы вам всё равно не верим, отвечают митингующие. И сказка про белого бычка идет по новому кругу.
При этом, помимо экономических требований, протестующие выдвигают и политические, главное среди которых – это требование отставки действующего президента.
30 апреля в Сети появляется заявление лидеров протеста. Документ весьма занимательный. Судя по количеству ошибок и описок, с составлением очень торопились. Хочу привести пару очень красноречивых выдержек из него (орфографию с пунктуацией подправил, так как смотреть на оригинал было больно).
Вот первая выдержка: «Мы, общественность Казахстана, объединяющая оппозицию, интеллигенцию, творческие союзы, журналистов, партии, т.е. представляющая все слои казахстанского общества с участием международных организаций, обращаем внимание мировой общественности на то, что назревший в стране кризис между народом и властью, а также между обществом и китайскими компаниями, работающими в Казахстане, может перерасти в массовые беспорядки или гражданскую войну, как на Украине или в Сирии».
Вот вторая: «Преступная деятельность нынешней власти Казахстана заслуживает того, чтобы её включили в первый ряд списка ликвидируемых коалицией демократических стран во главе с США диктаторских режимов».
При этом в документе излагается ряд требований протестующих к действующей власти.
Также 30 апреля на Первом канале Казахстана в выпусках аналитических программ «Кстати» и «Аналитика» ведущие заявляют, что в республике активизировался внешний враг, действующий через врага внутреннего, что очень удачно выбраны и момент для активизации, и ниточка, за которую дёргают народ, что «народные протесты» профинансированы правительством конкретной далекой страны, которое уже проводило подобные операции на Ближнем Востоке и на Украине.
Озвучивается инсайдерская информация, что за каждого человека, привлеченного к участию в акциях протеста, организаторы получают от 50 до 150 долларов. Чётко и недвусмысленно говорится следующее: «Это самый опасный момент за все время нашей независимости. Казахстан пытаются раскачать».
Лидеры протеста – естественно! – изображают крайнее возмущение, называя заявления ведущих государственного телеканала «совковой» пропагандой и грязной клеветой на поднявшийся за правое дело народ. Лично у меня нет «конфиденциальных сведений» о передаче кому-то из лидеров протеста денег за привлечённых участников и тем более я не держал свечку при такой передаче. Однако у меня есть все основания не верить в искренность побуждений лидеров казахстанского «майдана».
Поправки в Земельный кодекс появились не вчера. Они обсуждались ещё с прошлого года. И вот каким-то чудесным образом получается, что эти честнейшие радетели о земле и народе сидели-сидели, а потом вдруг раз и снизошло на них осознание – Родину продают! Выходи, народ, на площадь, протестовать будем! Самое неполживое в Центральной Азии радио «Азаттык» уже тут как тут.
И понеслись танцы с бубнами – Защитим родную землю! Назарбаев, уходи! И тут же ругают власть, что она, такая-сякая, не хочет идти на переговоры. А мы ведь такие хорошие, о стране печёмся да о благе народном. И вообще ни разу не угрожаем – мы просто предупреждаем. А то вдруг получится, неровен час, как с Каддафи. А тут и госпожа Клинтон уже на подходе к Белому дому – символично, правда? Воскликнет «Вау!» и в ладошки похлопает.
Интересно, правда? С одной стороны, лидеры протестного движения, официально призывающие своих сторонников исключительно к мирным формам протеста, практически неприкрыто шантажируют руководство Казахстана гражданской войной в случае отказа пойти на выполнение их требований.
С другой стороны, вне зависимости от исхода переговоров, протестующие призывают «коалицию демократических стран» к свержению «режима». Мне одному кажется, что лидеров казахстанского «майдана» не интересуют переговоры?
Вспомните переговоры лидеров украинского Майдана с Януковичем при посредничестве уважаемых европейских товарищей. Чем закончилось? Не для переговоров поднимается вся эта буча. Не ради каких-то там договоренностей лидеры «народного протеста» в Казахстане манипулируют чувством любви к родной земле массы мало что понимающих в этой игре людей, которых они поднимают на митинги и из которых они готовы сделать мясо гражданской войны.
Знаете, что ещё интересно? Буквально ещё месяц назад казахстанский «национал-патриотический» сегмент «Фейсбука» старательно нагнетал психоз о российской угрозе, а тут – внезапно! – лютым врагом-захватчиком, с кем нужно срочно бороться в первую очередь, оказываются работающие на рынке Казахстана китайские компании.
Какая стремительная смена приоритетов! Не апрельским ли кризисом в отношениях между США и Китаем вокруг ситуации на Корейском полуострове она вызвана? Ну, мало ли, вдруг Империя решила нанести асимметричный ответный удар – вы нам системы ПРО в Южной Корее мешаете устанавливать, а мы вас с тыла за мягкое экономическое место ухватим. Это я так, фантазирую…
Хотя фантазии фантазиями, но реальность такова, что посредством дестабилизации Казахстана США действительно могут одновременно воздействовать – причём сразу по нескольким направлениям – как на Россию, так и на Китай, то есть на двух своих крупнейших геополитических конкурентов.
Как человек, непосредственно наблюдающий за процессом, со своей стороны хочу сказать, что обстановка в республике складывается весьма напряжённая.
Официальный призыв лидеров протеста к самому демократичному в мире государству оказать им помощь в ликвидации «режима» и открыто выражаемая ими на страницах соцсетей надежда на пришествие в Белый дом госпожи Клинтон, которая, по их мнению, должна помочь им свергнуть «тиранию» и вывести Казахстан из-под влияния России, очень похожи на переход Рубикона. А за Рубиконом, как вы помните, начинается-таки гражданская война.
В сложившейся на данный момент в Казахстане очень непростой социально-экономической ситуации довести уровень недовольства значительных масс населения до нужного градуса кипения, способного выплеснуть эти массы на улицы и площади городов, вполне осуществимо.
То, что было тревожным прогнозом еще несколько месяцев назад, сегодня – в условиях серьезного экономического кризиса и роста протестного потенциала в обществе – становится реальностью. Вынужден констатировать, что шансы на то, чтобы неслабо раскачать обстановку, у организаторов казахстанского «майдана» на сегодняшний день, к сожалению, уже есть.