В России есть слои населения, кровно заинтересованные в модернизации
Российская промышленность за исключением некоторых предприятий оборонного и аэрокосмического комплексов базируется на IV технологическом укладе. В США 60 процентов производств, а в Китае 30 процентов стоят на следующей ступеньке прогресса. В этих странах активно создается VI технологический уклад. Штаты тратят на оборону всемеро больше России. Используя свое финансовое и технологическое превосходство, США стремятся создать такое оружие, которое ликвидировало бы российские стратегические ядерные силы, обеспечив безнаказанность.
В результате Россия потеряет государственный суверенитет и свои природные ресурсы. Они оцениваются в 130 триллионов долларов, и США давно хотят их прикарманить. Для предотвращения катастрофического сценария надо укреплять оборону, что невозможно без модернизации экономики. Необходима новая индустриализация. Этому мешает ряд факторов: коррупция, теневая экономика, отсутствие заинтересованности у тех, кто должен проводить модернизацию, – чиновников и предпринимателей, навязанные извне деструктивные методы управления, засилье иностранных фирм в важнейших отраслях.
На практике различают два вида коррупции – бытовую (на дорогах, в медицине, образовании и т. п.) и деловую, в которой участвуют чиновники и предприниматели. Последняя ликвидирует самое ценное, что есть в рыночных отношениях, – конкуренцию. По оценкам, размеры деловой коррупции в России составляют около девяти триллионов рублей, что сопоставимо с величиной государственного бюджета. По существу в стране действуют две экономики: официальная, контролируемая государством, и теневая, объем которой, по разным подсчетам, составляет от 16 до 40 процентов ВВП. В ней заняты около 20 миллионов человек.
В настоящее время сырьевые отрасли России принадлежат иностранцам почти наполовину, торговые сети – на 90 процентов. Отечественные финансовые биржи на 70 процентов контролируются из-за рубежа. Внутренний денежный рынок регулируется иностранцами в своих интересах (подробнее – «Рубль всему голова»). Таким образом, значительная часть экономики страны уже контролируется нашими геополитическими противниками, не заинтересованными в модернизации российской экономики.
Всем колхозом
За последние 15 лет с высоких трибун неоднократно провозглашалась необходимость создания высокотехнологичных предприятий и отраслей, которые повысят качество продукции, обеспечат многократный рост производительности труда. Результатов нет. Хотя в стране есть социальный слой, кровно заинтересованный в модернизации страны. Это рабочие, инженеры, ученые, а также военные.
Чтобы они активно включились в проведение модернизации, необходимо принять подготовленные в Госдуме проекты законов «О трудовых коллективах» (прошел первое чтение) и «О самоуправляемом народном предприятии». Цель правовых новаций – установление контроля над руководителями предприятий (через выборный Совет трудового коллектива). Это сразу остановит поток взяток от «эффективных менеджеров» чиновникам, перевод российских капиталов за рубеж и другие махинации. В Госдуме также подготовлен проект закона «О парламентском контроле», обеспечивающего прозрачность использования госбюджета исполнительной властью, что станет серьезной преградой для казнокрадов. Но убедить депутатов принять этот пакет законов может только президент.
Повышение роли трудовых коллективов позволяет создать экологически чистую экономику, производящую товары, полезные для здоровья человека, и восстановить традиционные для России ценности (коллективизм, социальную справедливость и др.). Поддержка трудовых коллективов предприятий всех форм собственности позволит отказаться от действующих сейчас либерально-монетаристских методов управления экономикой. Они были внедрены в России в 90-е годы под давлением США с целью превратить индустриальную страну в сырьевой придаток Запада. Вместо этих разрушительных методов необходимо внедрить планово-рыночные, которые широко и успешно использовались в разных странах: в СССР, Югославии, современном Китае («НЭП в шестом поколении»).
Рынок по плану
ВЦИОМ провел опрос населения: какие методы управления вы считаете эффективными – советские плановые, рыночные или планово-рыночные? В результате за плановые проголосовали 18 процентов респондентов, за рыночные – 28, за планово-рыночные – 45. То есть большинство населения в отличие от людей, которые управляют российской экономикой и свои ошибочные представления навязывают политическому руководству страны, предлагает решать проблему, используя сочетание плана и рынка.
Наиболее интересный опыт в течение более 40 лет был накоплен в Югославии. Там все предприятия являлись самоуправляемыми и работали на коммерческой основе. Но земля, заводы, шахты и т. п. оставались общественной (государственной) собственностью и лишь передавались трудовым коллективам в пользование. Такая система хозяйствования представляла более высокую стадию социализма по сравнению с советской, где рынок и самоуправление трудовых коллективов отсутствовали, а господствовало административное регулирование.
Югославское государство устанавливало правила функционирования этого рынка и его контролировало, определяло ориентиры для предприятий на десять и более лет. Многие годы темпы роста экономики составляли семь-восемь процентов. Специалисты называли это югославским экономическим чудом. Предприятиями руководили Советы трудовых коллективов, а также выбранный по конкурсу директор. На стратегических предприятиях он назначался правительством. Использовалась эффективная система материального и морального стимулирования. Работники получали не только зарплату, но и вознаграждение в зависимости от рентабельности предприятия. Эта уникальная самоуправляемая система была в 1999 году уничтожена американскими «Томагавками».
Резервы под ногами
Для России проблемы модернизации (новой индустриализации) могут быть решены только планово-рыночными методами управления. Для этого надо использовать опыт тех стран, где они успешно функционировали.
Наиболее актуальные задачи импортозамещения – восстановление продовольственной и лекарственной безопасности страны. У России огромные неиспользуемые резервы. Рассмотрим те, что лежат, как говорится, на поверхности.
Во-первых, пустует около 40 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель. По мнению специалистов, Россия может прокормить более 500 миллионов человек, то есть существенно увеличить экспорт продовольствия.
Во-вторых, если те природные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес), которые сейчас вывозятся в сыром виде, перерабатывать в качественные готовые товары, то экспортные доходы возрастут по энергетическому ассортименту в десять раз, по древесине – впятеро, по сельхозпродукции – втрое. Будут созданы миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. А сейчас эти доходы достаются зарубежным странам, которые перерабатывают российское сырье в готовые товары с помощью оборудования V технологического уклада.
Ключевая проблема в промышленности – создание современного станкостроения, соответствующего этому укладу: агрегаты с программным управлением, гибкие автоматические линии, компьютеры и роботы. Это необходимо для обновления парка оборудования во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в ОПК, без чего невозможно оснащать армию новейшим оружием. Без современного станкостроения не будет ни транспорта, ни сельхозтехники, ни медицинской аппаратуры.
Покупка за рубежом отдельных станков и оборудования для некоторых предприятий, как это делается сейчас, стратегически невыгодна, поскольку когда механизмы амортизируются (морально, физически) или сломаются, придется покупать новые или как минимум запасные части. То есть технологическая зависимость от Запада становится постоянной. А поставки в любой момент могут быть перекрыты с помощью санкций. В настоящее время предприятия покупают за рубежом только 13 процентов новых станков и оборудования. Остальная часть импорта – амортизированная техника, которую берут по дешевке. Такое «обновление» производственных фондов гарантирует России отставание от прогресса и делает отечественную продукцию неконкурентоспособной.
Сегодня доля зарубежных изделий в станкостроении составляет более 90 процентов, в радиоэлектронике – 80–90 процентов. По оценке Минпромторга, при современных методах управления реально сократить импорт в этих отраслях до 50–60 процентов к 2020 году, то есть для полного импортозамещения потребуется около 20 лет. Из истории нашей страны известно, что при планово-рыночных подходах более сложные задачи решались в несколько раз быстрее. Так, в 1921 году объем промышленности СССР составлял 13 процентов от российского в 1913-м, а в 1925 году он был полностью восстановлен, несмотря на страшную послевоенную разруху.
Отрасль современного станкостроения неспособна создать экономическая, в основном сырьевая российская элита, о чем говорят фактически нулевые результаты в этой области за последние 25 лет. Это может только государство. Станкостроительные заводы, которые не по силам отечественным производителям, надо импортировать за счет продажи природных ресурсов, а продовольствие, лекарства, одежду, обувь, бытовые приборы, мебель производить самим и не тратить на это валюту (сотни миллиардов долларов в год).
При необходимом уровне V технологического уклада в разы поднимутся производительность труда и качество жизни населения, а российские товары, не только оружие и сырье, станут конкурентоспособны на мировом рынке.