Проект перспективной подводной лодки с реактивным вооружением П-2 был остановлен на самых ранних стадиях по причине чрезмерной сложности и невозможности его реализации на базе технологий конца сороковых годов. Тем не менее, работы по перспективному направлению были продолжены, поскольку флот по-прежнему проявлял большой интерес к ракетному вооружению для подводных лодок. Результатом продолжившихся исследований и проектных работ стало принятие на вооружение ракетного комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ. Это был первый в нашей стране и в мире комплекс с баллистической ракетой, предназначенный для установки на подводные лодки. Кроме того, Р-11ФМ осталась в истории в качестве первой баллистической ракеты, которой удалось успешно стартовать с подводной лодки.
В январе 1954 года специалисты советской оборонной промышленности провели несколько заседаний, в ходе которых были определены дальнейшие планы по развитию новых вооружений и техники для ВМФ. К этому времени был реализован ряд важнейших проектов, которые позволяли вплотную заняться созданием перспективных подводных лодок с баллистическими ракетами. 26 января вышло постановление Совмина, в соответствии с которым требовалось разработать комплекс ракетного вооружения для установки на подводные лодки.
В течение нескольких первых месяцев целью работ была оценка существующих возможностей и определение перспектив проекта. Этот этап позволил определить основные требования к новой технике, а также сформировать облик нового ракетного комплекса с баллистическими ракетами. Кроме того, были выполнены некоторые проектные работы по изменению существующих изделий, которые планировалось использовать в качестве основы для нового оружия. В августе 1955 года требования к новому проекту были сформулированы и утверждены заказчиком.
Запуск ракеты Р-11ФМ с подлодки проекта 629. Фото Ruspodplav.ru
Первой отечественной баллистической ракетой для подводных лодок должно было стать изделие Р-11ФМ. В качестве основы для этого оружия предлагалось взять ракету Р-11, чуть ранее принятую на вооружение сухопутных войск. Это позволяло ускорить разработку новой ракетной системы, а также в определенной мере упростить серийное производство и эксплуатацию. Ракетный комплекс для субмарин на основе ракеты Р-11ФМ получил название Д-1. Его разработка была поручена НИИ-88 во главе с С.П. Королевым. Следует отметить, ракета для нового комплекса была выбрана еще до утверждения окончательных требований. Более того, к этому времени специалисты успели завершить ряд основных работ.
Для использования «сухопутной» ракеты в качестве вооружения подводных лодок требовалось доработать ее конструкцию, а также создать некоторые новые узлы и агрегаты. В частности, следовало обеспечить нормальную эксплуатацию ракет в условиях моря, а также разработать новые стартовые системы с соответствующими характеристиками. По причине основных особенностей предполагаемой эксплуатации доработки ракеты были сравнительно простыми: требовалось лишь загерметизировать корпус во избежание попадания воды и внести некоторые другие коррективы. Что касается стартовых устройств, то в этом случае требовалось разработать с нуля большое количество новых систем.
Изделие Р-11ФМ, являвшееся доработанным вариантом базового Р-11, представляло собой одноступенчатую жидкостную баллистическую ракету. Все агрегаты располагались внутри цилиндрического корпуса с заостренным головным обтекателем и Х-образным хвостовым оперением. Разделение ракеты в полете не предусматривалось, головная часть не отделялась. Всю траекторию изделие должно было проходить в виде единого агрегата.
Р-11ФМ сохранила компоновку своих предшественников, характерную для баллистических ракет того времени. Головная часть изделия вмещала в себя боезаряд, центральная часть отдавалась под баки для топлива и окислителя, а в хвосте располагались приборный отсек и двигатель. Для облегчения конструкции использовались несущие топливные баки с толщиной стенок до 3-3,5 мм. В хвостовой части корпуса имелись трапециевидные стабилизаторы, на которых монтировались графитовые газодинамические рули.
Ракета земля-земля Р-11 на транспортировочной тележке. Фото Militaryrussia.ru
Ракета для флота получила жидкостный двигатель типа С2.235А, работающий на керосине и азотной кислоте. Для запуска, по некоторым данным, использовалась смесь ТГ-02. Потребляя 7,9 кг топлива и 30 кг окислителя в секунду, двигатель мог развивать тягу до 8,3 т (на земле). Максимальное время работы составляло 90 с, но на практике продолжительность работы зависела от полетной программы.
Система управления ракеты основывалась на гироскопических системах. Использовались гироскопический интегратор продольных ускорений Л22-5, гировертикаль Л00-3Ф и гирогоризонт Л11-3Ф. Задачей этой аппаратуры было отслеживание изменений курса ракеты и выдача команд на рулевые машинки. Как и другие баллистические ракеты того времени, Р-11ФМ должна была наводиться путем поворота стартового стола в нужном направлении и при помощи ввода необходимых данных в автоматику. После старта автопилот и гироскопы должны были сохранять требуемую траекторию, а также в нужный момент отключать двигатель. После этого ракета должна была переходить в неуправляемый полет по баллистической траектории.
Уничтожать цель предлагалось при помощи специальной боевой части в виде заряда РДС-4 мощностью 10 кт. Кроме того, по некоторым данным, могла применяться фугасная боевая часть. Полезная нагрузка ракеты Р-11ФМ могла достигать 1000 кг, однако часть предлагавшихся боевых частей имела меньший вес.
Ракета Р-11ФМ имела длину 10,4 м и диаметр корпуса 0,88 м. Размах стабилизатора составлял 1818 мм. Стартовая масса изделия не превышала 5350 кг, из них менее 1350 кг приходилось на конструкцию и аппаратуру ракеты. В баках помещалось до 3700 кг топлива и окислителя.
Пусковая установка комплекса Р-11. Фото Wikimedia Commons
За счет изменения параметров траектории, достигаемого корректировкой курса и сокращением времени работы двигателя, ракета нового типа могла лететь на дальность от 46 до 150 км. В некоторых источниках упоминается возможность стрельбы на 160-166 км. Круговое вероятное отклонение при стрельбе на максимальную дальность, согласно требованиям к проекту, не должно было превышать 3 км. Дальнейшее совершенствование систем наведения позволило значительно улучшить точность серийных ракет.
Для применения новой баллистической ракеты Р-11ФМ был разработан стартовый комплекс Д-1. На подлодку-носитель следовало устанавливать набор специального оборудования, отвечающего за хранение и запуск ракеты. Системы комплекса Д-1, в том числе с некоторыми доработками, использовались в нескольких проектах перспективных подводных лодок.
Хранить ракету предлагалось в специальных вертикальных шахтах внутри корпуса подводной лодки. Шахта должна была представлять собой герметизированный контейнер, обеспечивающий безопасное погружение. Помимо ракеты в шахте предлагалось расположить стартовый стол СМ-60 с набором креплений для изделия, а также подъемное устройство. По причине отсутствия необходимых технологий запускать ракету Р-11ФМ предлагалось в надводном положении носителя со стартового стола, поднятого к срезу шахты. Выводить стол с ракетой в рабочее положение предлагалось при помощи специальной подъемной системы на основе тросов.
При подготовке подлодки к выходу в море предлагалось заправлять ракету горючим и окислителем. В заправленном состоянии ракеты Р-11ФМ могли храниться в течение трех месяцев – до завершения боевого патрулирования носителя. Отсутствие необходимости заправки перед запуском позволяло значительно ускорить процесс подготовки ракеты к стрельбе в сравнении с предыдущими разработками в этой области.
Подлодка проекта В-611. Рисунок Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000
Вместе с пусковыми системами подлодка-носитель должна была получать корабельный счетно-решающий прибор «Доломит». Его задачей был расчет и введение в автоматику ракеты полетной программы. Кроме того, в составе этого прибора имелся т.н. предупредитель качки. Эта подсистема должна была отслеживать положение подлодки в пространстве и определять оптимальный момент для выдачи команды на запуск двигателя ракеты. Предполагалось, что ракета будет стартовать при минимально возможном отклонении от вертикали.
Количество ракет на подводной лодке зависело от типа последней. Разные проекты субмарин-носителей комплекса Д-1 подразумевали установку различного количества шахт для перевозки ракет и иной специальной аппаратуры. Кроме того, подлодки разных типов могли отличаться друг от друга составом дополнительного оборудования. Ввиду сравнительно крупных габаритов ракет и малых размеров подлодок боекомплект серийных субмарин новых типов не превышал трех ракет.
Весной 1955 года было принято решение передать разработку нового проекта другой организации. НИИ-88/ОКБ-1 теперь должно было заниматься другими системами, а проект комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ передали в ведение СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр). Новым руководителем проекта стал В.П. Макеев. Конструкторское бюро Макеева завершило разработку нового ракетного комплекса, а в дальнейшем создало большое количество новых систем аналогичного назначения.
Примерно в то же время проект Р-11ФМ дошел до стадии полигонных испытаний. Площадкой для проверки обновленной ракеты стал полигон Капустин Яр. По имеющимся данным, первые запуски осуществлялись со стационарной пусковой установки. В дальнейшем в испытаниях использовался качающийся стенд типа СМ-49. Это устройство имитировало качку подводной лодки-носителя и позволяло проверить различные средства комплекса, в том числе предупредитель качки. Примененные идеи и решения оправдали себя: ракета без каких-либо проблем и неполадок взлетала даже с качающегося стенда.
Подлодка Б-62 проекта АВ-611. Фото Ruspodplav.ru
С 1953 года велась разработка перспективной подлодки, которая должна была стать первым носителем ракетного комплекса Д-1. Проектирование этой субмарины было поручено ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит»), работами руководил Н.Н. Исанин. Базой для подлодки с ракетным вооружением стал проект «611». Новый проект получил обозначение В-611. От базовой версии новый проект отличался изъятием ряда узлов и агрегатов, вместо которых предлагалось устанавливать новые элементы ракетного комплекса.
Для использования в качестве опытного носителя ракет выделили дизель-электрическую подлодку Б-67 проекта 611, принятую в состав флота в 1953 году. В ходе модернизации, начавшейся в 1955 году, подлодка лишилась всего имевшегося оборудования четвертого отсека. Демонтировались все устройства от днища прочного корпуса и до прочной рубки. Также удалялись конструкции, разделявшие палубы. В освобожденном объеме, как в корпусе, так и в рубке, установили новые системы для транспортировки и запуска ракет. Подлодка получила две шахты для ракет высотой по 14 м и диаметром около 2 м. Внутри шахт помещались стартовые столы с механизмами для подъема в рабочее положение. Кроме того, предусматривались различные системы для закрепления ракеты в транспортном положении, предотвращавшие ее перемещения.
Возможности модернизированной подлодки Б-67 позволяли выполнять стрельбу в надводном положении при волнении моря до 5 баллов на скоростях до 10-12 узлов. Для подготовки к пуску экипажу субмарины требовалось провести ряд специальных процедур, которые занимали около двух часов. При этом подлодка могла оставаться на глубине. Непосредственно перед запуском следовало всплывать и завершать подготовку. Открывалась крышка шахты, и поднимался стартовый стол с ракетой. Первый запуск можно было выполнить через 5 минут после всплытия. На пуск второй ракеты требовалось так же 5 минут.
15 сентября 1955 года подлодка Б-67 впервые в мире была вооружена баллистической ракетой. В обстановке строжайшей секретности на одной из баз Северного флота в шахты субмарины загрузили новое вооружение. Вскоре подлодка вышла в море. 16 сентября в 17:32 по местному времени в акватории Белого моря состоялся первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки. До конца года в рамках первого этапа испытаний были проведены еще семь запусков.
Подлодка проекта 629. Рисунок Wikimedia Commons
В следующем году прошли испытания, целью которых была проверка ракетного комплекса в условиях реального похода. В течение нескольких недель подлодка Б-67 находилась на маршруте патрулирования и проверяла работоспособность всех новых систем. По некоторым данным, в ходе этого похода были выполнены ракетные стрельбы.
Испытания ракет Р-11ФМ на подлодке Б-67 продолжались до 1958 года. За это время было выполнено несколько десятков пусков ракет, большая часть которых завершилась успешным поражением условных целей. По имеющимся данным, в ходе испытаний были показаны повышенные характеристики точности. КВО ракеты на практике было значительно ниже расчетного. В 65% запусков отклонение не превышало 1050 м – почти втрое лучше требуемого техническим заданием.
По результатам испытаний в феврале 1959 года вышло постановление о принятии комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ на вооружение военно-морского флота Советского Союза. К этому времени ВМФ располагал лишь одной субмариной, способной нести новые ракеты – Б-67 проекта В-611. Тем не менее, уже были приняты меры, направленные на значительное увеличение подводной группировки с баллистическими ракетами.
К концу десятилетия на основе существующих наработок был создан новый вариант проекта дизель-электрической подлодки с обозначением «АВ-611», представлявший собой дальнейшее развитие проекта В-611. В соответствии с этим проектом в конце пятидесятых модернизировали опытную Б-67. Кроме того, вскоре по проекту АВ-611 переоборудовали субмарины Б-62, Б-73, Б-78, Б-79 и Б-89. Как и Б-67, они несли по две ракеты Р-11ФМ.
Первый запуск ракеты Р-11ФМ с подлодки Б-67, 16 сентября 1955 г. Фото Defendingrussia.ru
С 1956 года ЦКБ-16 вело разработку проекта 629. Его целью было создание дизель-электрической подлодки, способной нести ракеты новых типов. До определенного времени проект создавался с учетом использования только комплекса Д-1. В дальнейшем появилось предложение о внесении в конструкции лодок некоторых особенностей, позволяющих модернизировать их с применением перспективного комплекса Д-2. Таким образом, в отдаленном будущем новые подлодки получили возможность без особых трудностей сменить свое основное оружие.
Проект 629 подразумевал оснащение подлодки тремя шахтами для ракет и сопутствующего оборудования. Сравнительно длинные блоки шахт помещались внутри прочного корпуса и рубки. Кроме того, имелся характерный выступ днища. За счет некоторого совершенствования конструкции в сравнении с существующими проектами лодки типа «629» имели более высокие характеристики с точки зрения запуска ракет. Так, сохранилась возможность стрельбы при волнении до 5 баллов, а максимальная скорость во время запуска увеличилась до 15 узлов. Предстартовая подготовка в подводном положении занимала всего час. Для проведения запуска ракеты после всплытия требовалось 4 минуты. На полный залп уходило 12 минут, после чего субмарина могла уйти на глубину.
Головная подлодка проекта 629, Б-92, была заложена осенью 1957 года. Флот получил ее в самом конце 1959-го. До конца 1962 года было построено и передано заказчику 23 субмарины нового типа. Все они были распределены между основными оперативно-стратегическими объединениями ВМФ СССР.
Строительство новых подлодок позволило Советскому Союзу развернуть полноценную группировку подводных сил с баллистическими ракетами. С некоторыми оговорками лодки проектов АВ-611 и 629 можно считать первыми отечественными ракетными подводными крейсерами стратегического назначения. Несмотря на сравнительно малую дальность полета в 150 км, ракета Р-11ФМ имела возможность поражать различные важные наземные цели на территории вероятного противника с использованием ядерных боевых частей.
Старт ракеты. Фото Defendingrussia.ru
Эксплуатация 29 подлодок с ракетным комплексом Д-1 продолжалась до 1967 года. За это время экипажи выполнили 77 запусков, 59 стрельб признали успешными. При этом лишь три запуска завершились аварией по техническим причинам. Еще семь сорвались из-за ошибок личного состава, в том числе в определении координат подлодки, а причины восьми так и не удалось определить.
Комплекс Д-1 с ракетой Р-11ФМ был снят с вооружения в 1967 году. Причиной отказа от этих систем стало появление новых вооружений с более высокими характеристиками. Прежде всего, замена существующих комплексов осуществлялась при помощи систем Д-2 с ракетами Р-13. Так, подлодки проекта 629 изначально разрабатывались с учетом возможного перевооружения, и в середине шестидесятых годов подобные планы были реализованы. В течение нескольких следующих лет бывшие носители ракет Р-11ФМ использовали вооружение новой модели.
Результатом проекта Д-1/Р-11ФМ стало появление первой в нашей стране и в мире баллистической ракеты, пригодной для использования на подводных лодках. По основным характеристикам (например, по дальности, которая не превышала 150-160 км) Р-11ФМ уступала аналогичным системам наземного базирования, однако и при имеющихся параметрах она была достаточно мощным оружием. Субмарина-носитель могла скрытно пройти в заданный район и нанести ракетно-ядерный удар по береговой цели на значительном удалении. Появление подобных подлодок значительно повышало ударный потенциал флота, а также делало его элементом стратегических ядерных сил.
По современным меркам, ракетный комплекс Д-1 не отличался высокими характеристиками. Тем не менее, для своего времени это был настоящий прорыв в области флотских вооружений. Проект комплекса Д-1 с ракетой Р-11ФМ не только доказал принципиальную возможность оснащения подлодок баллистическими ракетами, но и привел к перевооружению подводных сил. Проект Д-1/Р-11ФМ был первым представителем своего класса и дал старт многочисленным новым разработкам, которые до сих пор используются для обеспечения стратегической безопасности страны.
По материалам:
http://bastion-karpenko.narod.ru/
https://defendingrussia.ru/
http://russianarms.ru/
http://armsdata.net/
http://arms.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001