Одним из важнейших вопросов функционирования и развития киностудий в России в настоящее время является перспектива их приватизации. Во исполнение поручения Президента РФ от 10 октября 2015 года № Пр-2086 об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование условий для создания прозрачного механизма приватизации объектов культурного наследия, Минэкономразвития и Минкультуры приняли план приватизации государственных киностудий.
Мы поговорили с руководителями трех ведущих российских киностудий о том, насколько реальной является перспектива приватизация управляемых ими кинофабрик, к каким последствиям она может привести, и каковы альтернативные пути развития студий. Своим мнением поделились генеральный директор студии «Ленфильм» Эдуард Пичугин, генеральный директор Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького Сергей Зернов и генеральный директор Свердловской киностудии Михаил Чурбанов.
Михаил Чурбанов считает, что государству стоит отказаться от планов приватизации крупных киностудий, так как это приведет к их исчезновению. Кроме того, он уверен, что требуют пересмотра и сами критерии приватизации таких объектов культуры, поскольку их работу нельзя рассматривать с чисто экономической точки зрения. На уровне кабмина нужно разработать «дорожную карту» по восстановлению и развитию уже существующих киностудий.
В свое время президент РФ подписал указ о реорганизации государственных киностудий для их развития с привлечением частных инвестиций. Но для привлечения инвесторов не было создано соответствующих юридических условий. В результате региональные студии были проданы и перепрофилированы. И нет причин считать, что судьба других киностудий, выставляемых на торги, сложится иначе.
«В 2014 г. правительство включило Свердловскую киностудию в план приватизации, согласно которому в октябре 2016 г. ее должны будут продать на аукционе. Таким образом уже продали Красноярскую, Западно-Сибирскую, Ростовскую и другие студии. Одновременно с этим кабинет министров принял решение о возрождении Северо-Кавказской киностудии. Получается, мы продаем существующие студии за маленькие деньги, чтобы потом вложить огромные средства в создание новых! Политика продажи киностудий сама по себе противоречит декларируемой на всех уровнях цели развития национального самосознания, а значит, и российского кино, и российских киноплощадок. Поэтому нельзя, решая вопрос о приватизации студий, оценивать их работу с чисто экономической точки зрения», – сказал Михаил Чурбанов.
Как заявил Эдуард Пичугин, в ближайшие несколько лет Ленфильму приватизация не грозит: «Министр культуры заявил, что он не собирается ходатайствовать о приватизации таких студий, как Ленфильм и студия Горького. Такие слова были им произнесены для разъяснения ситуации после интервью, которое в декабре 2015 года дала глава Росимущества Ольга Дергунова. Я не думаю, что в ближайшее время позиция по этому вопросу поменяется». Тем не менее, интерес инвесторов к студии высок. Но глава Ленфильма убежден, что приватизация студии негативно скажется на работе кинофабрики: «Киностудия Ленфильм находится в самом центре города и, конечно же, благодаря своему расположению вызывает громадный интерес. Ленфильм был создан в 1914 году. Это старейшая государственная киностудия. Когда-то на этом месте были театры, рестораны, другие развлекательные заведения, но уже сто лет располагается кинофабрика, на которой за время работы были созданы около 1700 фильмов. Это часть истории кинематографа, причем не только российского. Так же, как и Эрмитаж, который начался с небольшой коллекции и небольшого здания, но 100 лет назад было принято решение Зимний дворец отдать под музей. Нужно сохранять эту историю, чтить память и передавать ее поколениям. Менять историю для сиюминутной девелоперской выгоды – неправильно».
Что касается студии имени Горького, Сергей Зернов, считает, что в ближайшей перспективе студия приватизирована не будет: «В результате продажи пакетов акций киностудии в бюджет Российской Федерации поступят определённые денежные средства, но в силу неблагоприятных факторов рынка существенного экономического эффекта в масштабах страны это не даст. Более того, продажа известной киностудии, которая в 2015 году отметила своё 100-летие, может вызвать отрицательный общественный резонанс. На первом этапе имущественные комплексы студии в виде недвижимости будут использованы новыми владельцами для возврата средств, затраченных на выкуп акций, а, значит, вряд ли стоит ожидать особых инвестиций в модернизацию киностудии. Это однозначно повлечёт за собой перепрофилирование деятельности. При этом очень велик риск приобретения на аукционе акций киностудии лицами, не заинтересованными в развитии национального кинопроизводства».
Эдуард Пичугин, в свою очередь, уверен, что закрепление студий в собственности государства целесообразно с экономической точки зрения: «Любое принятие решение о приватизации киностудии повлечет за собой перепрофилирование. К тому же, если говорить о пополнении казны бюджета, стоит отметить, что все киностудии, кроме Мосфильма, являются акционерными обществами. Страна ничего не теряет, имея в собственности эти киностудии, потому что владеет пакетом акций. Таким образом, никакого убытка на сегодняшний день не генерируется, а в ближайшей перспективе ожидается очень хорошая прибыль». Пичугин обратил внимание и на тот факт, что утрата студийного комплекса для многих кинематографистов – это сокращение объемов кинопроизводства, потому что ни один частный сектор сегодня не сможет справиться с тем, чтобы содержать столько оборудования, пространства и предоставлять на разумных для продюсеров условиях аренды, использования этой техники и оборудования. Это делают сегодня все сохранившиеся киностудии, такие как Ленфильм, Мосфильм, студия Горького – базовые центры для кинематографистов. Если все это передать в частные руки и посчитать норму рентабельности, в которую закладывается цена покупки оборудования, операционные затраты, плюс затраты на инвестиции, то расценки на все услуги, включая предоставление реквизита, будут зашкаливать, а это не выгодно никому.
Сергей Зернов также поддерживает эту точку зрения, отмечая, что в настоящее время перспектива продажи пакетов акций киностудий без ограничения на перепрофилирование не позволяет достичь главного эффекта – развития материально-технической базы киноотрасли как главного ресурса для увеличения объёмов производства национальных фильмов и закрепления тенденции повышения конкурентоспособности российского кино относительно зарубежной кинопродукции. Для развития производственной базы киноотрасли нужен прагматичный и комплексный подход с опорой на государственную политику в области кинематографии. Поскольку балансовая стоимость активов базовых киностудий в данное время сравнительно низкая, нужно сначала поднять их капитализацию, а затем вывести на рынок, чтобы восполнить потребности в инвестициях для дальнейшего развития.
«Если студии приватизировать в данный момент, без повышения капитализации, то частные инвесторы, скорее всего, не захотят сохранять профиль киностудий. Социально-экономический и идеологический эффект от прекращения профильной деятельности национальных киностудий мало сопоставим с объёмом планируемых доходов, которые можно получить от продажи акций государственных акционерных обществ. Кроме того, в этом случае значительная часть финансовых потоков с активно развивающегося российского рынка кинопроизводства, в связи с недостатком кинопроизводственных мощностей, будет перетекать на рынки кинопроизводственных услуг стран ближнего зарубежья – Белоруссии, Казахстана, Латвии и Восточной Европы. Эта тенденция уже явно обозначилась в настоящее время», - считает Сергей Зернов.
Говоря о преимуществах работы киностудии под государственным управлением, Зернов отметил следующее: «Государственные киностудии были и остаются системообразующим элементом российского кинематографа. Производственные фонды таких студий, особенно павильонные комплексы, во всем мире являются основным ресурсом для производства полнометражных фильмов. Государственные киностудии обладают обширной производственно-технической базой, которая позволяет им самостоятельно и независимо осуществлять процесс кинопроизводства - в отличие от частных студий, которые зачастую вынуждены брать кинопроизводственные услуги на стороне».
В декабре 2014 г. глава государства подписал указ о государственной поддержке отечественной кинематографии, создании условий для развития творческой индустрии и национального сектора массовой культуры. Чтобы способствовать этому, по мнению гендиректора Свердловской киностудии, нужно на правительственном уровне разработать «дорожную карту» по восстановлению и развитию уже существующих киностудий.
«Есть только один путь развития национальных центров кино – необходимо привлечение предпринимательской инициативы и частных инвестиций непосредственно в развитие студий. Сделав это через механизм государственно-частного партнерства и направив средства целевым образом непосредственно на развитие технологий, инфраструктуры и производства на базе киностудий, мы обеспечим модернизацию кинофабрик и сохранение их профиля деятельности», – пояснил Михаил Чурбанов.
Эдуард Пичугин рассказал о том, что некоторое время назад было принято решение приватизировать киностудию Ленфильм, с участием инвестора АФК «Система», но этого не случилось. Причина, по замечанию Пичугина, кроется в том, что если приобретать Ленфильм за 10-15% реальной стоимости недвижимости и тех активов студии, то есть всего-навсего за одну десятую долю стоимости, то проект уже будет неокупаемый. Если говорить о сохранении функции кинофабрики, то частной компании пришлось бы выступить в качестве мецената. Сама по себе студия генерирует низко маржинальный денежный поток. Фактически низкая норма рентабельности на само производство при достаточно больших площадях, которые занимает студия, не в состоянии окупить инвестиции в столь дорогостоящую недвижимость. Соответственно, единственный выход сохранить киностудию на том же месте – это оставить ее в собственности государства, которому гораздо проще инвестировать в ремонт и переоснащение, переоборудование, что и было сделано – три с половиной года назад правительство приняло такое решение, рассмотрев эту концепцию. Студия при ограниченном денежном потоке в состоянии в разумные сроки окупить инвестиции в ремонтные работы, сохранив при этом все функции и назначение площадей и остаться кинофабрикой со столетней историей. «Что, в общем, и произошло. Президент выпустил поручение сохранить и развивать киностудию, чем мы сейчас и занимаемся. Любой частный инвестор, даже при 20-летнем сроке окупаемости инвестиций, вынужден будет сделать из студии девелоперский проект. А сама киностудия переедет на другое место, либо закроется совсем, потому что в нынешних условиях девелопер вряд ли захочет честно выполнять обязательства и строить новую киностудию, скажем, за городом», - добавляет Пичугин.
По мнению большинства экспертов кинобизнеса, сейчас разумно наложить мораторий на продажу пакета акций базовых киностудий как минимум до 2020 года и позволить им завершить их программы развития. Подробнее об этой идее рассказывает Сергей Зернов: «Если взять к примеру Киностудию Горького, то она имеет свой (также как и другие базовые киностудии: Ленфильм и Мосфильм), четко определенный путь развития. Киностудия динамично развивается за счет собственных ресурсов, максимально вкладывая свободные оборотные средства в модернизацию материально-технической базы, собственное кинопроизводство, НИОКР в области кинематографии. И в данный момент реализует утвержденную Долгосрочную программу развития. Основным направлением в реализации ДПР является масштабная реконструкция и модернизация материально-технической базы. Это событие было широко освещено в прессе. Важным моментом является то, что реализация проектов в рамках ДПР не потребует инвестиций из государственного бюджета и будет осуществляться за счет собственных средств от продажи непрофильных активов».
Далее наиболее рациональным путём привлечения инвестиций для дальнейшего развития, по мнению Зернова, станет применение механизма государственно-частного партнёрства с компаниями, заинтересованными в развитии кинобизнеса в России. На данный момент Киностудия Горького не использует для своего развития средства из бюджета, и та концепция развития, которую она реализует, также не потребует финансовых вложений со стороны государства. «Существование Киностудии Горького не является обременительным для страны, поэтому нет смысла приватизировать студию. Кроме того, мы отчисляем дивиденды и платим налоги, ежегодно пополняя госбюджет суммами в несколько десятков миллионов рублей», - акцентирует Сергей Зернов.
Михаил Чурбанов уверен, что существующие киностудии могут стать центрами развития новой, креативной экономики, превратившись в творческие кластеры кино, анимации и интернет-технологий. Студии в новом бизнес-формате смогут работать на полной самоокупаемости и приносить доход, платить налоги в местный и федеральный бюджет. Киностудии могут стать центрами притяжения творческой молодежи, привлекать на свои площадки малый бизнес и стартапы в сфере кино и медиа, смогут воспитывать новое поколение деятелей кино и одновременно развивать технологии, разрабатывать новые кинопроекты и форматы контента. А частные инвестиции позволят эти проекты и форматы претворять в жизнь, и инвесторы не будут беспокоиться, что завтра на месте студии возникнет очередной торговый центр. «Успешным примером такого подхода является Свердловская киностудия, на которой уже 10 лет работает школа кино, через учебные программы и проекты которой за это время прошли более 2 тыс. выпускников. Эти ребята в дальнейшем поступают в профильные вузы страны и снимают свои картины. Государство же, сохранив свое присутствие в капитале обновленных студий, получит возможность задавать актуальные для развития экономики и общества тренды», - резюмировал Михаил Чурбанов.