Постройка канала также выгодна России, равно как и остальным странам вдоль каспийского побережья
Сегодня, когда санкции с Ирана наконец сняты, страна желает созидать, а не разрушать, как это принято на Западе.
Тегеран занялся инфраструктурным проектом, на который может понадобиться около 10-ти лет — внутренний канал, соединяющий Каспийское море и Персидский залив. Это однако нелёгкая задача, учитывая гористую местность.
Постройка канала также выгодна России, а также остальным странам вдоль каспийского побережья, а также прекрасно вписывается в проект Китая “Шёлковый путь”.
Со времён династии Романовых Россия искала выходы в тёплые воды для ведения торговли. Сегодня русские корабли вынуждены проходить через турецкий Босфор. Беря во внимание напряжение в отношениях Москвы и Анкары, проход кораблей может быть затруднён несмотря на всевозможные международные соглашения, которые это регулируют.
Проблема для китайских и иранских судов заключается в необходимости прохода через Суэцкий канал, принадлежащий Египту. Несмотря на Константинопольскую конвенцию 1888 года, которая гарантирует свободный проход для всех судов в мирное или военное время, правительство Египта весьма подвержено “политическим колебаниям”, что было ясно из гос переворота, устроенного “Братьями-мусульманами” и Мухаммедом Мурси (Mohammed Morsi) при поддержке США.
Персидский канал также предоставит России и другим странам самый короткий выход в Индийский океан в обход Босфора и Суэцкого канала.
Лишь недавно Тегеран обнародовал планы постройки канала, который имеет широкое экономическое и военное значение.
Суэцкий канал Тегерана
Новое сооружение однозначно сможет соперничать с Суэцким каналом. По сообщениям Russia Sputnik News проект был одобрен бывшим президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом в 2012 году, когда страна жила в условиях санкций.
Стоимость проекта была оценена в $7 млрд. Тогда с целью блокировать реализацию проекта Вашингтон наложил санкции на компании, принимавшие участие в проекте.
У этого морского пути есть несомненное преимущество — он проходит исключительно по территории, контролируемой Ираном, то есть хорошо охраняемой территории.
Рассматриваются два возможных маршрута Иранского канала. Самый короткий путь проходил бы через гористую местность на западе, в то время как самый длинный позволил бы орошать пустынные земли на востоке страны избегая узкого пролива Ормуз между Оманом и Ираном
Восточный путь по Оманскому заливу в юго-восточную часть Каспийского моря имеет протяжённость около 1465-1600 км. Возможность орошения засушливых восточных и центральных провинций стала бы дополнительным преимуществом. Морской путь позволил бы также восполнить подземные водные ресурсы.
Западный маршрут, самый короткий, имеет свои недостатки. Он имеет протяжённость 950 км и проходит по частично судоходным устьям рек, однако также проходит через долину Загрос. Самым значительным недостатком является то, что горная цепь Загрос расположена на территории Курдистана и провинции Хамадан на высоте около 1800 метров.
Выбор маршрута для канала до настоящего момента остаётся в тайне. У нового проекта есть ряд очевидных преимуществ. Во-первых, канал станет самым коротким морским путём, соединяющим Персидский залив и Индийский океан с Восточной, Центральной и Северной Европой с одной стороны, составляя конкуренцию ненадёжному Суэцкому каналу.
Ещё одним экономическим преимуществом для Ирана станет создание новых рабочих мест для строительства и эксплуатации. Это также позволит Ирану возобновить инфраструктуру изолированной восточной части страны, включая строительство нового современного порта в городах Бам и Тебес, а также строительство иных инфраструктурных объектов. Строительство приостановит распространение пустыни и увеличит площадь плодородных земель.
Вскоре Иран станет полноценным членом ШОС, которую так поддерживают Россия и Китай. Во время визита в Иран в феврале 2016 Си Цзиньпин обсуждал присоединение Ирана к китайскому инфраструктурному проекту по строительству портов и высокоскоростной железной дороги от Пекина до Беларуси и обратно. высока вероятность того, что на встрече также обсуждалось участие Китая в строительстве Персидского канала.
Похоже, что иранцы движутся в сторону экономического развития и национальной безопасности, и постройка канала это их первый шаг.