Профессия подводника – одна из самых сложных, почетных и, в то же время, героических. 7 апреля в России отмечают День памяти погибших подводников. В этот день, 7 апреля 1989 года, в Норвежском море самая глубоководная в мире боевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» потерпела крушение. Напомним, что атомная подводная лодка «Комсомолец» была спущена на воду в 1983 году. На тот период это была одна из наиболее передовых атомных подводных лодок мира. Считалось, что атомные подводные лодки подобного класса лет на 25 опережают свое время. Когда атомная подводная лодка «Комсомолец» возвращалась с боевого дежурства, на ней произошел пожар. В результате пожара лодка потеряла плавучесть и погрузилась на дно. Из 69 человек экипажа подводной лодки погибли 42 человека. В мае 1989 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении орденом Красного Знамени членов экипажа подводной лодки «Комсомолец»». Спустя шесть лет, в 1995 году, 7 апреля было объявлено Днем памяти подводников экипажа АПЛ «Комсомолец» — Днем памяти погибших подводников. Этот день вписан трагическими страницами в историю российского военно-морского флота.
Профессия подводника остается одной из самых опасных военных профессий. Вне зависимости от того, военное или мирное время, моряки подводного флота регулярно рискуют жизнью. Никто не знает, удастся ли им вернуться из похода. И это очень важно – вспомнить о тех людях, кто уже никогда не поднимет тост в День Военно-морского флота, не сделает многих дел, которые можно было бы сделать, выбери они для себя другой жизненный путь. Но тот путь, который выбирают подводники, нельзя не уважать. Это путь риска, путь отваги и воинской чести. Кому в России не известны хотя бы названия подводных лодок, потерпевших крушения в мирное время. Впрочем, может ли оно для подводников быть мирным? Ведь подводные лодки находятся на боевом дежурстве всегда, и каждый день несут свою службу воины – подводники.
Спустя 11 лет после трагедии на АПЛ «Комсомолец», не менее страшная история постигла атомную подводную лодку «Курск». 12 августа 2000 года, в результате взрыва торпедного боезапаса в первом отсеке подводной лодки, трагически погиб весь экипаж АПЛ – 118 человек. Офицеры, мичманы, матросы российского военно-морского флота погибли при исполнении служебных обязанностей, выполняя свой долг по защите российского государства. Как известно, 10 августа 2000 года, согласно плану учений Северного флота, «Курск» вышел в море для выполнения учебно-боевого задания недалеко от Кольского залива. Командиром подводной лодки был капитан 1-го ранга Геннадий Лячин.
Выпускнику Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола Геннадию Петровичу Лячину было 45 лет. Командиром атомного ракетного подводного крейсера «К-141» «Курск» Геннадий Лячин был назначен в 1996 году. За четыре года командования «Курском» капитану 1 ранга Лячину удалось превратить подводную лодку в один из лучших кораблей российского военно-морского флота. В 1999 г. АПРК «К-141» «Курск» был признан лучшим в 7-й дивизии. 10 августа 2000 года атомоход «Курск» вышел в открытое море на плановые учения. В задачи подводной лодки «Курск» входил пуск крылатой ракеты и учебная торпедная стрельба по отряду боевых кораблей. Эту цель лодка могла выполнить спокойно – ведь на ее борту находились 24 крылатые ракеты П-700 «Гранит» и 24 торпеды.
События того дня развивались стремительно. В 11:28 гидроакустик на крейсере «Пётр Великий» зафиксировал хлопок. Командовавший кораблем «Петр Великий» капитан 1 ранга Владимир Катасонов не придал данному хлопку значения. О том, что подводная лодка «Курск» потерпела крушение, командование флота узнало уже вечером. В 23.00 командир подводной лодки повторно не вышел на связь. В 23.30 атомная подводная лодка «Курск» была объявлена «аварийной». Однако, спасательные работы начались поздно. Они продолжались с 13 по 22 августа и осуществлялись силами Северного флота ВМФ РФ. Только 20 августа, спустя десять дней, к спасательным работам было допущено норвежское судно «Seaway Eagle». На его борту находились квалифицированные специалисты по проведению подводных аварийно-спасательных работ. 21 августа специалистам норвежского судна удалось вскрыть кормовой аварийно-спасательный люк атомной подводной лодки «Курск». Однако, было уже поздно – оставалось только спасать тела погибших российских моряков и документы, находившиеся на атомной подводной лодке. Непосредственное участие в спасательной операции принимало шесть российских и шесть норвежских водолазов. Но их усилия оказались тщетными – уже никого из членов экипажа российской подводной лодки не удалось спасти.
Лишь спустя несколько дней после происшествия Президент Российской Федерации Владимир Путин прервал свой отпуск, который он проводил в г. Сочи. Весь мир облетели слова российского президента – на вопрос американского телеведущего Ларри Кинга о том, что случилось с подводной лодкой «Курск», президент ответил лаконично – «Она утонула». Впоследствии эти слова российского президента станут поводом для многочисленных спекуляций со стороны его политических противников и оппонентов. В соответствии с указом президента РФ от 26.08.2000 № 1578 все находившиеся на борту были посмертно награждены орденом Мужества. Командир атомной подводной лодки «Курск» капитан 1 ранга Геннадий Лячин был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации посмертно.
Гибель подводной лодки «Курск» стала причиной многочисленных споров в высшем военно-морском руководстве России. В 2002 г. главком ВМФ России Владимир Куроедов заявил, что командование допустило ряд ошибок, которые, тем не менее, не могли служить причиной страшной трагедии, развернувшейся на российской подводной лодке. Естественно, что после публикации официальных данных о гибели подводной лодки «Курск», встал вопрос и о том, что могло стать причиной трагедии. Согласно официальной версии, озвученной Генеральным прокурором Российской Федерации Владимиром Устиновым, в 11 часов 28 минут 26 секунд по московскому времени произошёл взрыв торпеды 65-76А («Кит») в торпедном аппарате № 4 атомной подводной лодки «Курск».
Согласно другой версии, которую озвучил Валерий Рязанцев, входивший в состав правительственной комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы атомной подводной лодки «Курск», причиной первого взрыва торпеды 65-76 ПВ стало её пополнение необезжиренным воздухом высокого давления. Второй взрыв, согласно данной версии, произошёл из-за столкновения атомной подводной лодки с грунтом. Еще одна, достаточно распространенная версия, заключается в том, что подводная лодка могла быть торпедирована американской подводной лодкой. Однако, официальная версия, озвученная представителями российской власти, данную точку зрения не поддержала. Между тем, версия о торпедировании российской атомной подводной лодки американской подводной лодкой разделяется некоторыми зарубежными аналитиками и журналистами. В частности, французским режиссером Жаном-Мишелем Карре подчеркивается, что российская атомная подводная лодка «Курск» могла быть торпедирована американской подводной лодкой «Мемфис». По версии Карре, российское руководство целенаправленно не стало озвучивать версию о торпедировании российской подводной лодки американской субмариной с целью недопущения ухудшения и без того напряженных отношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.
Еще одна широко распространенная версия предполагает возможность столкновения атомной подводной лодки «Курск» с неким подводным объектом. Так, капитан первого ранга Михаил Волженский, в свое время входивший в состав правительственной комиссии, принимавшей подводную лодку от военно-промышленного предприятия, убежден, что торпеду в аппарате атомной подводной лодки могло заклинить из-за сильного механического удара по корпусу. С этой версией согласился и адмирал Вячеслав Попов, занимавший в тот период должность командующего Северным флотом ВМФ РФ. Так, по мнению адмирала, неустановленная подводная лодка могла врезаться в «самое уязвимое место» атомной подводной лодки «Курск». Свет на причины крушения российской атомной подводной лодки могли пролить журналы центрального атомного поста, черновой вахтенный журнал, вахтенные журналы управления левого и правого борта атомной подводной лодки «Курск», которые, кстати, были обнаружены в ходе проведения аварийно-спасательных работ на борту подводной лодки. Однако, анализ данных документов не дал военно-морским экспертам исчерпывающей информации относительно причин гибели подводной лодки.
По состоянию на 19 декабря 2000 г. было извлечено 73 и опознано 65 тел погибших офицеров, мичманов и матросов российского военно-морского флота, проходивших службу на атомной подводной лодке «Курск». К 20 марта 2002 года удалось обнаружить и опознать тела 115 погибших моряков подводного флота. Следует отметить, что подъем атомной подводной лодки «Курск» стал первой операцией по подъему затонувшей на глубине атомной подводной лодки. Операция по подъему атомной подводной лодки проводилась в течение целого года. В результате операции подъема атомной подводной лодки «Курск» были найдены и захоронены 115 тел погибших офицеров, мичманов и матросов ВМФ РФ. Но три тела погибших так и не удалось найти – это тела двух матросов подводной лодки Дмитрия Коткова и Ивана Нефедкова, а также главного специалиста «Дагдизеля» Мамеда Гаджиева. В то же время, со дна Баренцева моря специалистам, проводившим операцию по подъему подводной лодки, удалось эвакуировать потенциально опасный боевой запас лодки и два ядерных реактора.
Гибель атомной подводной лодки «Курск» стала трагедией не только для моряков российского подводного флота и членов их семей, но и для миллионов неравнодушных российских граждан, жителей других государств – в первую очередь, республик бывшего Советского Союза. В знак памяти о погибших в целом ряде городов страны были установлены памятные знаки. Среди этих городов – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Заозерск, Северодвинск, Сестрорецк, Севастополь, Курск, ряд других городов и населенных пунктов Российской Федерации. В Волгограде, на здании школы № 85, открыта мемориальная доска в честь ее выпускника капитана 1 ранга Геннадия Лячина, служившего командиром атомной подводной лодки «Курск». Целый ряд школ в различных регионах Российской Федерации назван именами офицеров и матросов атомной подводной лодки «Курск».
Профессия моряка – подводника и в наши дни считается одной из самых сложных, самых рисковых и почетных военных профессий. Подводники, вне зависимости от званий, опыта и квалификации, регулярно подвергаются смертельному риску. В любое время подводник, будь то офицер, мичман, старшина или матрос, может погибнуть. Это знают и ценят не только сослуживцы, но и командование Военно-морского флота Российской Федерации, руководство Российской Федерации. Но, несмотря на многочисленные риски, связанные с повседневной службой моряков – подводников, эта профессия не перестает быть одной из наиболее уважаемых и почитаемых в Вооруженных силах Российской Федерации. По-прежнему тысячи молодых людей стремятся связать свой жизненный путь со службой в подводных силах Военно-морского флота Российской Федерации. В День памяти погибших подводников всем нам, кто причастен и непричастен к этой героической службе, остается почтить память настоящих героев, отдавших свои жизни во имя нашей страны, нашедших свое последнее пристанище в морских глубинах. Вечная память вам, герои – подводники!