Украинский город Запорожье настолько проникнут духом сталинской эпохи, что, по мнению британского Calvert Journal, полностью «декоммунизировать» его невозможно. Иронический подход жителей Запорожья к советскому наследию издание считает более «демократическим» и «антитоталитарным», чем официальную украинскую политику уничтожения примет коммунизма.
Как «декоммунизировать» целиком и полностью сталинистский город? Таким вопросом задается британское издание Calvert Journal. По мнению автора статьи Оуэна Хатерли, единственный способ – это снести его подчистую.
По своей архитектуре украинское Запорожье – типичный советский город, расположенный по обе стороны широкого проспекта, который раньше назывался Проспект Ленина, а теперь – Соборный. На картах Google Maps старое название, конечно, не сохранилось, но память о нем хранят указатели улиц, встроенные прямо в здания и выбитые на позолоченных архитектурных украшениях.
Проспект начинается от барочного здания городского вокзала и заканчивается статуей Ленина, неотъемлемой частью любого советского города. Своей рукой Ленин указывает на Днепрогэс, одну из крупнейших гидроэлектростанций в мире.
В эпоху Сталина образ электростанции был запечатлен в декоре вестибюлей киевского и московского метро, на марках, значках. Это самый советский из символов Запорожья, и жизнь города сосредоточена вокруг нее: Запорожье – город рабочего класса. Неподалеку от центра города находится советский сталелитейный завод.
Автор Calvert Journal Оуэн Хатерли обращает внимание на нетривиальный подход горожан к коммунистическому наследию. До того как ее снесли, гигантскую статую Ленина одели в огромный желтый нагрудник, который напоминает и об украинском гербе, и о логотипе националистической партии УКРОП. В руку статуе вложили шарф с символикой украинской футбольной команды.
А сразу после «майдана» статую нарядили в украинскую вышиванку. По мнения автора статьи, этот жест был сделан в попытке успокоить общественное мнение: желания тех, кто стал бы статую защищать, были учтены, ведь ее не испортили и не снесли, а те, кто хотел бы ее убрать, увидели, что статуя не осталась в прежнем виде – ее украсили украинскими символами.
В руку памятнику Сергею Кирову, который стоит перед Дворцом культуры в центре Запорожья, кто-то вложил палочку, и теперь он похож на дирижера или волшебника. Такие мягкие насмешки, по мнению Хатерли, выглядят подлинно демократическими и «антитоталитарными», в отличие от политики сноса монументов и строительства новых.
«Коммунистическая иконография» вплетена в саму ткань этого города, ее нельзя просто соскоблить с поверхности, отмечает автор Calvert Journal. Историю сталинских времен вспоминают с некоторой критической дистанции, но она не уничтожена полностью, ведь в таком насквозь советском городе это и невозможно.
Каким бы осмысленным ни было отношение города к своей истории, его современный статус менее очевиден, особенно в контексте царящей повсюду «истерии», считает автор статьи. В основном в городе живут рабочие, и среди них не только ностальгирующие сталинисты (хотя есть и такие), не только бандеровцы (результаты выборов показывают, что их здесь совсем немного) или либеральные демократы (а их тут, возможно, еще меньше).
Вопрос о том, чтобы этому русскоязычному городу стать частью «Новороссии» никогда всерьез не ставился. Пророссийские протесты в Запорожье не были масштабными, а пример соседнего Донецка не оказался убедительным, резюмирует Хатерли.