Дневники Берлинале 2016: Нетрадиционные семьи фестиваля

 »   » 
  • Опубликованно
  • Дневники Берлинале 2016: Нетрадиционные семьи фестиваля

В немецкой столице продолжается 66-й Берлинский кинофестиваль. Сразу в нескольких фильмах разных программ авторы проверяли на прочность институт семьи, и мало где семья эту проверку прошла. Томас Винтерберг в «Коммуне» ностальгировал по временам своего детства, когда в Дании практиковались такие коммуны живущих вместе и близких по духу людей. Показали в Берлине и комедию Ребекки Миллер о молодой женщине, которая задумалась о личной жизни и осознала, что ей нужен только ребенок, но никак не муж.

За семейную тему нынешний Берлинале взялся почти с самого старта. В первые дни в конкурсе показали зарисовку о патриархальной семье. «Хеди» режиссера из Туниса Мохаммеда Бен Аттиа - фильм, названный по имени главного героя. Этот затюканный молодой мужчина не желает жениться по маминому приказу, равно как и не хочет быть продавцом «Пежо», а мечтает рисовать комиксы. Встретив аниматоршу отеля, Хеди пускается во все тяжкие и пытается бунтовать.

Конкурсный же «Борис без Беатрис» канадца Дени Коте – о тончайших связях между близкими людьми. Успешный и хамоватый канадец русского происхождения Борис страдает из-за депрессии жены и непростых отношений с двумя любовницами, одна из которых, кстати, сиделка жены. Но потом на горизонте появляется некто вроде бога (в исполнении Дени Лавана) и дает понять, что болеет не жена. Болен сам Борис, а поскольку супруга – часть его личности, его болезнь проявляется в ее депрессии. Одним словом, лечить нужно не эту постоянно лежащую в постели женщину, выправиться и измениться должен сам Борис.

Высокие отношения

Но одним из самых ярких высказываний на семейную тему в конкурсе фестиваля пока была «Коммуна» датчанина Томаса Винтерберга. Интеллигентные супруги средних лет, университетский преподаватель Эрик и телеведущая Анна, унаследовали большую виллу. Эрик склонен ее продать, но Анна уговаривает его поселиться там, пригласить в дом других людей и зажить большой общиной. И вот они втроем (имеется еще 14-летняя дочь) и с горстью вновь прибывших в дом персонажей, обживают это место. Сначала Эрик переживает на предмет того, что теперь в доме слушают не только его, но и других мужчин. Но вскоре он находит себе новую, более молодую и покладистую подругу жизни. И когда он приводит ее в коммуну, проблемы и комплексы начинаются уже у Анны.

Не будем забывать, что датчанин Томас Винтерберг, режиссер «Охоты» и «Субмарино», еще и соавтор Догмы и Ларса фон Триера, создатель «Торжества», отмеченного призом жюри Канн. В «Коммуне» он объединился с актерами «Торжества» Ульрихом Томсеном и Трине Дюрхольм. В Дании фильм уже вышел в прокат и в первый yикенд заработал более полумиллиона долларов. На родине автора критикуют за то, что он слишком много внимания уделил любовной линии и мало – явлению коммун как таковых, форме социальной жизни, когда-то очень популярной в Скандинавии. Винтерберг сам вырос в такой коммуне, он даже называет свое детство «генитальным» - во многих коммунах были приняты открытые сексуальные отношения. Сам он не сторонник подобной открытости, но на пресс-конференции в Берлине заявил, что благодарен поколению своих родителей, так как те пытались выйти за границы нормы и обыденности, искать нечто новое.

Винтерберг не считает «Коммуну» автобиографическим кино. И есть в этом некоторое лукавство, учитывая, что роль новой дамы сердца главного героя сыграла Хелена Рейнгорд Ньюманн. То есть нынешняя супруга режиссера, к ней он ушел от женщины, с которой прожил много лет.

Но так или иначе, это временами забавное или наоборот драматичное, но почти постоянно ностальгирующее кино - о столкновении традиционной семьи с новыми формами сосуществования людей, с экспериментальными «ячейками общества», которые предлагает нам мир. «Думаю, моей героине наскучила традиционная семейная жизнь, - говорила на берлинской пресс-конференции Трине Дюрхольм (которую, кстати, уже называют претенденткой на берлинского «Медведя» за женскую роль). – Она хочет исследовать жизнь и убеждает мужа в необходимости изменить структуру их семьи. Думаю, у нее были идеалы, и она в итоге стала их жертвой. Довольно универсальная история. Все это могло бы случиться и с более молодыми людьми».

Девушка с характером

Еще одно интересное исследование на семейную тему показали в секции Panorama Special. Речь о «Плане Мэгги» американки Ребекки Миллер. Жительница Нью-Йорка, девушка слегка за 30, задумалась о личной жизни. Решив, что ей нужен ребенок, она подписала договор о донорстве спермы с продавцом огурцов. Но тут в ее жизни стремительно появился растерянный из-за проблем с женой коллега по работе. И вот уже повествование перескочило на несколько лет вперед, у Мэгги есть и ребенок, и муж, тот самый коллега по работе. Но героиню эти отношения перестали устраивать, и в голове ее созрел новый план: как вернуть мужа бывшей жене, интеллектуальной, нервной и властной красавице.

Ребекка Миллер – дочь драматурга Артура Миллера, жена актера Дэниэла Дэй-Льюиса, интересная актриса и первоклассный сценарист и режиссер. Из всех ее фильмов отечественному зрителю, наверное, лучше других знакома «Частная жизнь Пиппы Ли» с Робин Райт, Киану Ривзом и Джулианной Мур. Премьера «Плана Мэгги» состоялась на кинофестивале в Торонто, там же права на дистрибуцию фильма в Северной Америке приобрела Sony Pictures Classics. В главных ролях – любимица современного интеллектуального кино Грета Гервиг, очень уместный в роли растерянного мужа Итан Хоук и все та же Джулианна Мур.

«Это фильм о возрасте, когда мы хотим иметь детей, о том, стоит ли жениться и стоит ли разводиться, о сложностях построения семьи, которые есть в наше время, - сказала на берлинской пресс-конференции Ребекка Миллер, добавив, что сценарий «Плана Мэгги» основан на новелле ее друга Карен Ринальди. – Эти сложности очень распространены сегодня в мире, эти темы просто витают в воздухе».

Смысл этого полуторачасового повествования в том, что некоторым людям сегодня хочется иметь семью в усеченном виде, муж в такой семье просто не нужен. Но самое приятное, что подобные тезисы автор аргументирует без навязчивого трагизма. В последних кадрах вроде бы есть намек на хэппи-энд с участием продавца огурцов. Но вряд ли эта романтическая история героини продлится долго, и в этом нет ничего страшного. Совершенно уморительные ситуации, диалоги в духе Вуди Аллена и общий оптимистический настрой превращают «План Мэгги» в самое изящное и рассудительное высказывание на тему семьи в программах нынешнего Берлинале.

До завершения 66-го Берлинского кинофестиваля осталось совсем немного – уже 20 февраля на церемонии закрытия жюри во главе с Мэрил Стрип объявит, как распределились награды и кому достанется главный приз фестиваля, «Золотой Медведь».



Автор: Марина Латышева




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также


Мультимедиа