Наталья проработала в элитном столичном кафе несколько недель. Однако владелец заведения за работу ей так ничего и не заплатил: «Я проработала полтора месяца, но мне ничего не заплатили и сказали охране, чтобы нас больше не пускали».
Девушка обратилась в Государственную инспекцию труда, где у неё потребовали трудовой договор. Только тогда девушка осознала, что у неё этого документа нет.
Директор кафе отрицает, что Наталья работала в заведении: «Мы про нее вообще ничего не знаем, нет ни одного документа».
«Как нам объяснили сотрудники, девушка действительно там работала. Мы направим документы в полицию», — сказал трудовой инспектор Адриан Сарабаш.
Некоторые узнают, что работают нелегально только попав в больницу. Так произошло с женщиной из Яловенского района. Марию избил сожитель и женщину срочно госпитализировали. Она поняла, что не сможет воспользоваться правом на бесплатное лечение, так как у неё нет договора с работодателем: «Он бил меня кулаками по голове. И что в результате?».
Администратор кафе на звонки Марии не отвечала. Мы попытались поговорить с владелицей заведения, вооружившись скрытой камерой: «- Эту женщину я не знаю. — Она у вас работала, вы платили ей зарплату. — Вздор всё это».
По данным Национальной конфедерации профсоюзов, в Молдове нелегально работают сотни тысяч людей. «Во многом виноваты сами сотрудники, но их вынуждают работодатели. Если бы часть тех, кто трудоустраиваются незаконно отказались, чтобы делал работодатель? Я понимаю, что людей ставят перед выбором: хочешь — работай, нет — уходи. Может двое и уйдут, а третий согласится», — сказал зампредседателя Национальной конфедерации профсоюзов Сергей Саинчук.
Государственная инспекция труда ежегодно расследует двести-триста подобных случаев. Закон запрещает проводить внеплановые проверки без уведомления работодателей.
«За это время можно закрыть некоторые цеха, где тяжёлые и вредные условия труда», — отметил глава Государственной инспекции труда Дмитрий Стэвилэ.
По закону, за каждого нелегального сотрудника для работодателя предусмотрен штраф до десяти тысяч леев. Инспекторы труда оштрафовали в прошлом году только 12 работодателей.