Давайте разберём все варианты и посмотрим, реально ли сегодня такое столкновение.
Прежде всего выясним, что НАТО не может объявить никому войну. Это могут сделать только США, поскольку НАТО целиком подотчётно Америке.
Столтенберг может делать любые заявления, но все они несут исключительно пропагандистский характер в контексте текущего политического противостояния Восток-Запад. Принять решение о начале участия НАТО в любых действиях без отмашки из США он не может.
С другой стороны, такая отмашка автомтически означает участие в боевых действиях самих США, Без них никакая операция НАТО невозможна.
Т.е., дав согласие НАТО, Америка тем самым откроет военные действия с собственым участием, как лидирующей Западной державы и главного члена НАТО.
Готова ли Америка сегодня к большой войне?
Ответ однозначен - нет, не готова. Потому что такая война будет означать прямую угрозу существованию Америки. В случае такого конфликта с РФ на стороне России выступят сразу несколько государств, прежде всего - Иран и, вполне возможно, КНР. Большинство союзников РФ по Шанхайской организации и по линии БРИКС либо подержит Россию буквально, либо политически.
Помимо этих соображений необходимо правильно понимать ситуацию в самой Сирии.
Наряду со странами, желающими принять участие в конфликте против Асада, такими, как СА, Катар и Турция существует позиция других суннитских государств, которые откровенно занимают пророссиойскую позицию в этом конфликте. Это Египет, Иордания, ОАЭ и шиитский Бахрейн.
Существует чёткая позиция Саудовской Аравии, суть которой - немедленный уход Асада. С этим солидарны Катар и Турция.
Но поскольку есть и другие государства региона, которые думают иначе и которые, как Иордания, Бахрейн или ОАЭ являются такими же союзниками США, как и СА с Катаром, то Америка примет в этих условиях единственно правильное решение:
- Это ваш регион, вам и решать! Хотите воевать с Асадом и с русскими - идите и воюйте. Но без нас. Потому что:
1. Мы не можем поддерживать одних своих союзников в ущерб другим своим союзникам.
2. Мы не можем ставить под угрозу существование США и всего Западного мира во имя интересов Турции или Саудовской Аравии.
Именно этим объясняется нерешительность Турции или саудитов, которым отказано в военной поддержке их намарений.
Предположим, Турция, как член НАТО, начнёт в Сирии наземную операцию и попадёт под удары ВКС РФ. Что случится тогда?
Ответ: ничего не случится.
И дело не только в том, что было написано выше, но ещё и в том, что в сегодняшней Америке НЕТ реальной политической силы, способной на такую войну.
Обама - нобелевский лауреат и миротворец - никогда не пойдёт на это. Конгресс - тоже. Влияние ультраконсерваторов сегодня там не настолко велико. Но даже если такое решние и было бы принято в нарушение всех норм здравого смысла, оно было бы немедленно ветировано Президентом.
Отношение американского общества к неоконсерватoрам настолько ясно, что один из кандидатов в президенты - Берни Сандерс - открыто призывает американцев голосовать за кого угодно, лишь бы не за них, и срывает многотысячные аплодисменты.
Примерно такую же позицию занимает и Дональд Трамп. Именно это объясняет высокую популярность обоих претендентов у простых американцев.
Говоря о причинах внешнеполитического характера, заметим тут, что знаменитая 5-я статья Устава НАТО о коллективном ответе на агрессию против одного из членов альянса в данном случае не сработает. Потому что на Турцию никто не нападал и не нападает, а её участие в сирийских событияй само будет выглядеть как агрессия против суверенного государства в обход ООН.
Те, кто помнит реакцию Запада на инцидент со сбитым росийскиом самолётом, должны помнить и то, как отреагировали на это США:
Они по сути открестились от любого участия в этом деле и дали понять, что не вмешаются в события в случае ответного российского удара.
Помимо этого есть и другие соображения.
Отношения Турции и США сегодня более, чем прохладны. Причин несколько:
1. Турция поддерживaет ИГИЛ.
2. Турция нагнетает отношения с РФ и тем самым ставит под угрозу интересы США и альянса, втягивая их в свой внутренний конфликт с Россией, примерно так же, как это делают сегодня хохлы. Но это совершено не нyжно Западу, который не собирается умирать ни за интересы Вильнюса и Варшавы, ни за интересы Анкары или Киева, точно так же, как и за интересы Дохи или Эр-Рияда.
3. Турция давит всеми средствами курдов, которые сегодня представляют основную сухопутную силу в борьбе с ИГИЛ, а США, напротив, их поддерживают, что вызвало крайнее неудовольствие Эрдогана, официально обратившегося за разъяснениями в Вашингтон.
Поддержка Турции в этом смысле для Америки означает косвенную поддержку самого ИГИЛ, а это вызывает растущее недовольство среди населения стран-союзниц США и в самих США.
Всё это говорит о том, что НАТО не примет участия в войне в Сирии, какой бы оборот эта война ни приняла.
Смысл позиции Запада - дипломатическое противодействие Асаду и РФ. И никакое другое.
Именно поэтому, стремясь продавить свою позицию, Америка пошла на предложение прекратить огонь в Сирии через неделю.
Цель понятна: не дать армии Асада занять Алеппо, который вот-вот падёт.
Успеет Асад при поддержке РФ забрать Алеппо - война закончится победой Сирии и РФ. Не успеет - победой коалиции.
Но в любом случае дело идёт к разделу Сирии на шиитско-христианскую и суннитскую части.
И здесь уместно вспомнить о недавней встрече Кирилла и Франциска.
Суть в том, что таким образом Россия, зная об огромном авторитете католической церкви в Западном мире, старается заручиться поддержкой и самого Папы, и стран, находящихся в орбите Ватикана, включая сюда и США, где число католиков очень велико, а их роль в американской политике огромна.
Если принять в расчёт все эти соображения, станет понятно, что по накалу сегодняшяя ситуация существенно уступает временам Карибского Кризиса 1961 года, когда мир реально был на волосок от Мировой войны, потому что размещение ракет на Кубе непосредствнно угрожало существиванию США, в то время, как сирийские события такой угрозы Америке не несут.
Поэтому ожидать каких-то глобальных неприятностей в связи с сирийской кампанией не стоит.
А вот продолжение дипломатической и экономической войны будет непременно.
Итог:
Горячая война нам пока не угрожает. А вот вторая Холодная идёт уже давно. И будет идти ещё долго.
До тех пор, пока мы не поумнеем окончательно и не поймём, что натворили в 1991 году.