Эксперты оценили российское оружие, задействованное на Ближневосточном ТВД
Действия ВКС РФ в Сирии позволили остановить распад государственности на Ближнем Востоке, ознаменовав конец «арабской весны» и возвращение России на международную арену в качестве активного игрока. Рассмотрим, как оценивают текущую ситуацию и военный потенциал РФ китайские аналитики, опираясь на работы эксперта ИБВ М. В. Казанина.
Важным фактором регионального противостояния является положение на границе Сирии и Турции. После уничтожения турецким истребителем F-16 российского Су-24 в районе города Азаз и серии бомбардировок российской авиацией позиций туркоманов официальная Анкара приняла решение об усилении своего военного присутствия в районе границы. Туда были переброшены 20 танков М60Т, которые по замыслу руководства Турции должны будут сдержать продвижение бронетанковых частей ВС САР в их наступлении против боевиков запрещенного в России «Исламского государства» и других группировок.
Танкометрия
Подразделения ВС САР, ведущие наступление на северном направлении, укомплектованы российским Т-90С. В этой связи специалисты ведущей китайской корпорации по производству вооружений и военной техники «НОРИНКО» провели сравнение тактико-технических характеристик основных боевых танков (ОБТ) ВС РФ и Турции. В статье, подготовленной в научно-техническом исследовательском институте вооружений и военной техники КНР, отмечается, что в настоящее время основу бронетанковых подразделений СВ ВС Турции составляют 170 модернизированных М60Т, созданных израильской компанией IMI на основе устаревших М60А1/А3.
Контракт стоимостью 688 миллионов долларов был подписан в сентябре 2002-го. После его реализации ВС Турции планировали модернизировать еще 792 танка М60А1/А3. Израильские специалисты заменили американский двигатель AVDS-1790-5A на германский MTU KA-501, однако опытная эксплуатация выявила серьезную проблему: в условиях высоких температур окружающего воздуха он склонен к перегреву и серьезным поломкам. Вторым пунктом модернизации стало танковое орудие М68 (производство США), замененное на MG251 от ОБТ «Меркава-3», которое позволяет применять стандартные боеприпасы НАТО.
В отношении брони М60Т израильские конструкторы частично дополнили ее навесной от «Меркавы-3», что не гарантирует защиты от ПТУР «Корнет»/«Корнет-ЭМ» и тем более от бронебойных снарядов калибра 125 миллиметров российского производства. По мнению китайских военных и оружейников, турецкий М60Т – танк второго поколения с некоторыми элементами третьего.
Эксперты подробно описали характеристики российского Т-90. К его сильным сторонам отнесены возможности орудия 2А46М-1 (калибр 125 мм), а также системы управления огнем и автомата заряжания, которые позволяют производить девять выстрелов в минуту и более. В случае необходимости Т-90 может производить до четырех выстрелов за 15 секунд.
Отмечается превосходство российских приборов ночного видения, панорамных и инфракрасных прицелов, позволяющих устойчиво вести огонь на дальности две тысячи метров. Также обращено внимание на то, что боекомплект российского танка на пять выстрелов больше, чем турецкого, а бронебойные снаряды 3ВМ42 позволяют поражать объекты с толщиной брони свыше 550 миллиметров на дальности две тысячи метров. Единственный недостаток – неустойчивая работа баллистического вычислителя при стрельбе с ходу.
Двигатель и трансмиссия российского танка отличают высокая надежность и способность уверенно работать даже в самых суровых условиях. Очевидно превосходство Т-90 над турецким М60Т в области бронирования и систем активной защиты от бронебойных снарядов и ПТУР различных модификаций. Единственная возможность турецких подразделений повлиять на действия российской бронетехники – действия из засады или укрытия, поскольку встречный бой на открытой местности однозначно закончится уничтожением М60Т.
Что может флот?
Наступательные действия подразделений ВС САР обеспечиваются не только Т-90, БТР-82 и бронеавтомобилями «Тигр». Пристальное внимание аналитиков и оружейников КНР (а также военной разведки Турции) обращено к российским надводным кораблям и подлодкам, участвующим в борьбе с ИГ.
По мнению китайских специалистов, ВМФ РФ находится на пути восстановления боевых возможностей, о чем свидетельствует серийное строительство ДЭПЛ проекта 636.3 и малых ракетных кораблей (МРК) проекта 21631 «Буян-М», оснащенных комплексами «Калибр». В зависимости от носителя (корабль или подводная лодка) изменяется модификация крылатых ракет.
Российские ДЭПЛ проекта 636.3 в количестве шесть единиц составят основу Черноморского флота в сфере противодействия ПЛ и надводным кораблям ВМС Турции. Для успешного противостояния современным ДЭПЛ HDW209 и HDW214 (производства Германии) ВМС Турции российские подлодки не должны сокращать торпедный арсенал в угоду ракетам, которые, как видно из опыта сирийской кампании, успешно поражают наземные цели на большом удалении.
В условиях компактных размеров ДЭПЛ проекта 636.3 нужно разумное распределение боезапаса, однако, по мнению китайских военных аналитиков, вполне адекватным (с учетом стоимости) является дополнение отсека с вертикальными пусковыми установками (ПУ) для крылатых ракет, которые позволят малошумным ДЭПЛ успешно бороться как с надводными кораблями, так и с береговыми целями. Вероятно, российские ДЭПЛ будут оснащаться четырьмя ракетами «Калибр-ПЛ» и 14 торпедами. Китайские военные специалисты считают, что дополнительный отсек в подводной лодке с вертикальными ПУ не повлияет на ее мореходные качества.
Следует отметить, что длина ракеты «Калибр-НК» и ее вес (большое количество ракетного топлива для обеспечения дальности от 1500 до 2500 км) не лучшим образом повлияли на мореходность МРК «Буян-М», поскольку его полное водоизмещение составляет всего 949 тонн. Однако китайские специалисты признают, что восемь ракет 3М14Т или 3М14S – серьезная ударная мощь для такого корабля.
ВМС НОАК располагают подводными лодками, атомными и дизель-электрическими, которые сопоставимы с российскими ДЭПЛ проекта 636.3. В их числе ДЭПЛ «тип 32», которая создана как лаборатория для проведения испытаний баллистических (2 вертикальные ПУ), противокорабельных и крылатых ракет различной дальности «Чанцзянь-10» («Дунфэн-10») и «Инцзи-18» (4 вертикальные ПУ).
По мнению китайских корабелов, российские «Буяны-М» являются образцом современного военного судостроения. Они могут составить конкуренцию легким фрегатам «тип 056», единственным отличием которых от МРК является гидроакустическая станция и торпедное вооружение, позволяющее бороться с ПЛ противника.
Грозный «Туполев»
Китайские военные специалисты пристально наблюдают за применением ВКС РФ стратегических Ту-22М3, которые в январе выполнили третью серию бомбометаний по позициям группировки ИГ в Сирии (первая была осуществлена в ноябре, вторая – в декабре 2015-го). Как известно, этот самолет носит наименование «убийца авианосцев».
Тактико-технические характеристики Ту-22М3 дают ему возможность совершать перелеты на дальность около 5500 километров и осуществлять как ракетные, так и бомбовые удары по наземным и надводным целям. Ближайший конкурент в составе ВВС НОАК – стратегический бомбардировщик «Хун-6К», обладающий дальностью полета 3500 километров. Отличием российского аналога является показатель боевой нагрузки, который варьируется от 12 до 24 тонн в зависимости от задач и типа применяемого вооружения.
На основе анализа фото- и видеоматериалов специалисты органов военной разведки КНР сделали вывод, что ВКС РФ используют далеко не все возможности Ту-22М3. Вероятно, бомбовая нагрузка «стратегов» варьируется от трех до пяти тонн, то есть используются исключительно ФАБ-250/270 в количестве от 12 до 24 штук. Однако Ту-22М3 могут серьезно повысить точность ударов в случае применения корректируемых или управляемых планирующих авиабомб, которые имеются в арсенале ВКС РФ. Кроме того, данные самолеты способны совершать пуски противокорабельных ракет Х-22 и Х-32.
Интерес специалистов НОАК к данному образцу объясняется тем, что Пекину необходим бомбардировщик подобного класса для нанесения поражения авианосным ударным группировкам ВМС иностранных государств в случае вооруженного конфликта. Особый интерес китайских военных инженеров вызывает двигатель НК-32 (советская разработка), который обеспечивает самолету взлетной массой свыше 100 тонн скорость более 2 Маха (скорость звука) и дальность полета свыше 5000 километров.
В аналогичном двигателе, обеспечивающем полет на сверхзвуковых скоростях, нуждается перспективная разработка китайского ОПК – стратегический бомбардировщик «Хун-10», который находится в стадии проектирования. Для создания собственной силовой установки подобного типа специалистам ОПК КНР потребуется 30 лет и несколько десятков миллиардов юаней. Воспроизвести Ту-22М3 пока не удалось, хотя часть технической документации была передана партнерами с Украины, поскольку до распада СССР эти самолеты базировались и на ее территории. Примечательно, что кроме КНР в приобретении Ту-22М3 заинтересованы в Индии и Иране: наличие подобных самолетов позволит решать как военные, так и политические задачи.
Китайские аналитики полагают, что к 2020 году в составе ВКС РФ будет находиться около 30 машин, модернизированных по программе Ту-22М3М. В результате на них появятся новое бортовое радиоэлектронное оборудование и программное обеспечение российского производства, улучшатся условия работы экипажа. В Китае считают, что тактика применения Ту-22М3 в Сирии (бомбометание с больших высот) полностью соответствует требованиям по обеспечению безопасности полетов.
Массированные авиаудары актуальны для уничтожения колонн нефтевозов, крупных объектов инфраструктуры ИГ. Кроме того, «град свинца и огня» в ходе действий Ту-22М3 обладает мощным психологическим эффектом: террористы стараются избегать сосредоточения и действовать группами, поскольку осознают, что большое скопление живой силы и техники однозначно «достойно внимания» российских стратегических бомбардировщиков.
Неразгрызаемые Сушки
Вторым самолетом, приковавшим к себе внимание офицеров ВВС НОАК и аналитиков, является истребитель-бомбардировщик Су-34, который по своим боевым возможностям не уступает американским F-15E, F-35, китайским JF-17 и JH-7, а также ранним версиям Су-30 (модификации МКК/МК2, МКИ, МК2В, МКМ), поставлявшимся в авиационные части ВМС Китая, Индии, Вьетнама и Малайзии. Следует отметить, что в сравнении с вышеперечисленными самолетами Су-34 является самым мощным, а значит, обеспечивает выполнение более широкого спектра задач.
Специалисты 201-го НИИ Северной группы компаний (оружейный концерн «НОРИНКО») провели детальный анализ возможностей, оснащения и вооружения Су-34, разработка которого началась еще в 1986 году. Основой для его создания послужил истребитель третьего поколения Су-27, первый опытный экземпляр под обозначением Т-10В-1 прошел испытания в 1990-м, а второй тестировался уже в интересах ВМФ РФ с расчетом создания палубной версии, однако это направление было закрыто.
Китайские специалисты отмечают, что первые экземпляры этой машины начали поступать в ВВС РФ в 2006 году, однако темпы ввода в строй оставались незначительными (по два самолета в год). Премьерным показом Су-34 в реальной боевой обстановке является пятидневная операция ВС РФ по принуждению Грузии к миру, в ходе которой данные самолеты сначала поставили помехи РЛС ПВО Грузии, а затем уничтожили их противорадиолокационными ракетами.
С 2010 года на самолетах Су-34 устанавливаются современные двигатели АЛ-31Ф-М1/М2 и вспомогательная силовая установка ТА14-130-35, обеспечивающая электропитание систем в отсутствие аэродромного обслуживания.
По мнению конструкторов ОПК КНР, истребитель-бомбардировщик Су-34 дополняет возможности стратегического Ту-22М3, поскольку при полной боевой нагрузке восемь тонн способен использовать все существующие авиационные боеприпасы типа «воздух-земля», «воздух-корабль». Бортовой комплекс наведения обеспечивает применение высокоточных корректируемых и управляемых планирующих авиабомб разных калибров, вероятное отклонение которых составляет от трех до пяти метров. Подобная точность необходима при уничтожении замаскированных и укрепленных опорных пунктов, штабов и складов боевиков ИГ в Сирии.
По мнению специалистов из Поднебесной, Су-34 можно отнести к самолетам поколения «4++», поскольку он способен уничтожать наземные и надводные цели, противостоять истребителям и системам ПВО противника, а также обеспечивать прикрытие действий группировок сухопутных войск в течение продолжительного времени благодаря дозаправке в воздухе.
Эксперты Авиационного университета ВВС НОАК отмечают, что увеличение количества Су-34 на авиабазе «Хмеймим» с 4 до 12 машин, а также передислокация четырех истребителей Су-35 с авиабазы в Астраханской области обусловлены сложностью обстановки на северном направлении наступления ВС САР.
На настоящем этапе борьбы с ИГ пилоты ВКС РФ, оказывающие поддержку сирийским правительственным войскам, действуют в непосредственной близости от зоны деятельности ПВО и ВВС Турции. В этих условиях военно-политическое руководство России приняло решение об усилении воздушной компоненты современными самолетами (Су-34 и Су-35), которые способны как обеспечить выполнение боевой задачи, так и предотвратить любые попытки «выстрелов из-за угла».
Битва высоких частот
Что до применения ВС РФ в Сирии систем радиоэлектронной борьбы, примером качественного противодействия американским разведывательным самолетам и спутникам является работа мобильных станций РЭБ 1Л269 «Красуха-2» и 1РЛ257 «Красуха-4», которые успешно «ослепляют» системы радиотехнической разведки следующих самолетов, БЛА и спутников ВВС США: дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) «Е-8», разведывательных самолетов RC-135W Rivet Joint и RC-135S Cobra Ball, разведывательно-ударного БЛА MQ-1 «Предейтор» (бортовые РЛС J-диапазона), стратегического разведывательного БЛА «Глобал Хоук» (бортовые РЛС J-диапазона), спутников-разведчиков серий «Лакросс» и «КН» (станции S-диапазона).
Кроме того, комплексы РЭБ РФ блокируют работу аппаратуры самолета-разведчика «Е3 Сентри» (РЛС S-диапазона) и БЛА MQ-9A Reaper ВВС Великобритании (Х-диапазон), самолета ДРЛОиУ Е-7Т ВВС Турции. Комплексы российских РЭБ ставят помехи системам связи данных аппаратов с командными центрами в радиусе 150–300 километров от места дислокации на авиабазе «Хмеймим» и ПМТО в Тартусе.
Китайские специалисты из 56, 57, 58-го НИИ 3-го Управления и 29, 36 и 38-го НИИ 4-го Управления ГШ НОАК, проанализировав алгоритм работы комплексов серии «Красуха», пришли к выводу, что в условиях их активной работы невозможно применение БЛА СН-3,4 китайского производства. Аппаратура связи и управления БЛА данной модели не в состоянии функционировать в условиях «адресного» радиоэлектронного подавления.
Помимо РЭБ неотъемлемым элементом современных вооруженных конфликтов является радио- и радиотехническая разведка. ВКС РФ в Сирии используют самолет-разведчик Ил-20, который обеспечивает радиолокационную съемку местности, выполняет ее фотосъемку и осуществляет перехват открытых радиопереговоров. Китайские специалисты полагают, что его аппаратура позволяет осуществлять перехват и обработку сигналов сотовой связи и спутниковой телефонии.
Эксперт по ВВС Сун Сяоцзюнь отмечает, что Ил-20 по своим техническим возможностям несколько уступает современным американским самолетам, однако принятие на вооружение Ил-214Р (в настоящее время эксплуатируются две единицы) позволит осуществлять более длительные разведывательные полеты над территорией Сирии, а его аппаратура даст информацию и о деятельности ВС Турции.
Аналитики Авиапромышленной корпорации КНР № 1 (AVIC-1), главного производителя техники для ВВС НОАК, напоминают, что специалистами РФ спроектирован перспективный самолет огневой поддержки Ил-114ТОП.
Контр-адмиралы в отставке Чжан Чжаочжун и И Чжо отмечают деятельность средних разведывательных кораблей ВМФ РФ (Черноморского флота ССВ-201 «Приазовье», Тихоокеанского флота ССВ-208 «Курилы» и Балтийского флота ССВ-231), электронные системы которых обеспечивают перехват переговоров боевиков ИГ по каналам радио- и спутниковой связи, а также отслеживают радиообмен авиации и флота стран – членов НАТО, дислоцированных в восточной части Средиземного моря.
Китайские эксперты не зависят от отечественной внутриполитической конъюнктуры и в отношении к России нейтральны и объективны. Тем важнее их оценки – и положительные, и критические.