Бывший первый вице-премьер Украины, экс-глава НБУ Сергей Арбузов на своей странице в Facebook рпрокомментировал текущую ситуацию с национальной украинской валютой и попытался развеять мифы о полезности её девальвации, о чем в последнее время довольно часто говорится в заявлениях главы Национального банка Украины. Многочисленные эксперты, которые в 2012-2013 годах уверяли страну в том, что отечественной экономике срочно нужна девальвация, ошиблись в прогнозах, написал Арбузов.
Помните, как в 2012-2013 годах многие эксперты уверяли страну в том, что отечественной экономике срочно нужна девальвация? Мол, стоит только отпустить курс гривны, и это поднимет внутреннее производство, приведет к стремительному импортозамещению и росту экспорта, выровняет торговый баланс. Даже сейчас еще можно услышать, что наше правительство виновато в том, что не девальвировало гривну все четыре года, пока мы были у власти, - отметил Арбузов.
Теперь же гривна подешевела втрое, однако импортозамещения так и не произошло.
Согласно данным Госкомстата, за 9 месяцев 2013 года доля отечественных продуктов питания в торговых сетях составляла 86,1%, а непродовольственных товаров украинского производства - 39,9%. За 9 месяцев в 2015 году 86,1% продуктов, продаваемых в розничной сети Украины, были товарами отечественного производства. Среди непродовольственных товаров - 40,7%. То есть трехкратная девальвация гривны вообще никак не повлияла на судьбу импорта. Что, впрочем, было несложно спрогнозировать еще тогда, изучив статистику предыдущих периодов. В 2005 году, когда курс доллара был 5 гривен, доля импортных товаров в розничном товарообороте составила 29,5%. В 2006 году этот показатель вырос до 32,7%, в 2007 году - до 35,5%, и в 2008-м - до 36,9%. В 2009 году, после девальвации, доля импортных товаров несколько уменьшилась и составила 32,6%. Но при этом она только вернулась к уровню 2006 года, когда никакой девальвации не было. После этого снова начался рост. Причины этого объективны. Украинский бизнес не готов производить автомобили, телефоны или апельсины. У него нет для этого ни достаточных оборотных средств, ни современного оборудования, ни технологий. А в результате девальвации ситуация в этом вопросе не улучшается, а только ухудшается, - пояснил экс-первый вице-премьер и добавил, что экспорт украинских товаров упал по сравнению с дореволюционным 2013 годом примерно на треть.
Здесь самое время возразить, что платежный баланс Украины по итогам 2015 года сведен с профицитом 849 млн. долл. Это, действительно, большое достижение новой власти, если не знать, что платежный баланс за 2010-2013 годы при стабильном курсе 8 гривен за доллар был тоже сведен с профицитом в 420 млн. долл. При этом, как тогда, так и сейчас, профицит обеспечивали исключительно привлечения по финансовому счету. Только раньше это были инвестиции, а теперь финансирование от международных организаций, - напомнил Арбузов.
По мнению политика, приведенных цифр достаточно для того, чтобы никогда больше не возвращаться к рассказам о пользе девальвации для украинской экономики.
Умеренная девальвация полезна как стимул конкурентоспособности в развитых экспортно-ориентированных, эффективных экономиках. В Украине же это не более, чем миф. На котором в своем время просто грели руки финансовые спекулянты и нечестные политики, - резюмировал Арбузов.