Нападения на отели в Бамако и Уагадугу могут быть репетицией более масштабных терактов
Россия называет террористов, взорвавших лайнер «Когалымавиа», анонсируя при этом скорое возвращение отечественных туристов в Египет.
По данным российских и египетских спецслужб, взрывное устройство на борт пассажирского А321, выполнявшего рейс Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург, было установлено недавно принятым на работу сотрудником аэропорта, в обязанности которого входила погрузка багажа на борт улетавших авиалайнеров. По информации тех же компетентных органов, СВУ представляло собой простой сверсток, который террорист спрятал непосредственно в багажном отсеке. Ранее выдвигалась версия, будто бомбу подложили в сумку одного из наших туристов.
“ Действия египетских силовиков говорят о наличии детального плана, где расписано, кому куда выдвигаться и что прикрывать ”
Позже стало известно, что следствию удалось выявить не менее шести сотрудников египетского аэропорта, причастных к проведению террористического акта, унесшего жизни 224 российских граждан.
Однако, по данным западных СМИ, исполнитель заказа не сотрудник аэропорта, а техник египетского национального авиаперевозчика EgyptAir, двоюродный брат которого в настоящее время воюет в рядах запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство».
Впрочем, согласно последней информации в российском Национальном антитеррористическом комитете и египетском МВД опровергли сообщение о причастности авиатехника. Более того, в расследовании появилась новая версия: за терактом стоят представители турецкой радикальной организации «Серые волки».
Примечательно, что информационные сообщения о новых результатах расследования трагедии в небе над Синаем почти совпали по времени с пребыванием в Египте председателя Госдумы Сергея Нарышкина. В ходе его визита говорилось, в частности, о снятии запрета на продажу путевок в эту страну.
«Мы обсуждали возможность восстановления потока российских туристов на курорты Египта, уверен, что в ближайшее время сможем эти задачи решить», – сказал журналистам Нарышкин, подводя итоги переговоров с президентом Абделем Фаттахом ас-Сиси и председателем парламента Али Абдель Алем.
Более того, по словам нашего спикера, Россия и Египет имеют самые серьезные намерения совместно развивать туристическую сферу.
Но как отмечают сотрудники отечественных спецслужб, с которыми удалось побеседовать обозревателю «Военно-промышленного курьера», последние сообщения о выявленных в аэропорту Шарм-эль-Шейха террористах говорят о серьезных проблемах в сфере обеспечения безопасности авиаперевозок.
Если верна версия, озвученная информационным агентством Reuters, то террористическая сеть, развернутая «Исламским государством» в Египте, гораздо серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Боевикам удалось не только завербовать сотрудника египетской авиакомпании. Помощь ему, по данным Reuters, полученным от близкого к расследованию анонимного источника, оказывали два полицейских и грузчик. То есть фактически террористам удалось создать активную ячейку непосредственно в аэропорту.
Между тем сразу после катастрофы лайнера «Когалымавиа» 31 октября 2015 года многие страны за короткое время вывезли своих граждан со ставших опасными курортов, а правительство Великобритании даже развернуло в воздухе несколько авиалайнеров с туристами, летевшими в Египет. По официальным заявлениям, причиной таких решений стала не только гибель российского пассажирского самолета, но и угроза других серьезных террористических актов. Хотя о каких возможных атаках шла речь, на тот момент не уточнялось.
Через неделю в британских СМИ появилась информация со ссылкой на неназванные источники в разведывательных и антитеррористических структурах о готовящихся в Египте нападениях на отели с последующим захватом заложников. Насколько достоверными были сведения, утечку которых допустили английские спецслужбы, сейчас судить сложно, но если изучить хронику террористических атак за прошедшие месяцы, то версия с покушением на отели выглядит очень правдоподобной.
21 ноября – рейд террористов на отель «Рэдиссон Блу» в столице Мали – Бамако. В ходе атаки и последующей операции правоохранительных органов африканского государства, проводившейся при поддержке американских и французских спецназовцев, погибли 19 из 170 постояльцев, в том числе шесть граждан России – члены экипажа самолета Ан-124 авиакомпании «Волга-Днепр».
16 января нынешнего года – террористическое нападение на отель «Сплендид» в столице Буркина-Фасо – Уагадугу. Жертвами экстремистов стали не менее 20 человек.
Каиру вроде бы удается удерживать ситуацию и отводить возникающие угрозы. Когда 9 января в Хургаде на постояльцев отеля «Белла Виста» было совершено нападение, в результате которого пострадали трое туристов (все остались живы), в город незамедлительно вошли войска, взявшие под контроль места отдыха и развлечений.
Правда, как позже сообщила египетская полиция, о теракте речи не идет. Нападение совершено якобы с целью ограбления. Но как отметили информированные собеседники «Военно-промышленного курьера» в российских спецслужбах, мгновенная жесткая реакция египетского правительства говорит не столько о готовности защищать туристов, сколько о том, что военно-политическое руководство страны отнеслось к угрозе террористических актов очень серьезно и заранее разработало план по их предотвращению.
По словам одного из источников «ВПК», действия египетских силовиков свидетельствуют о наличии детального плана, где расписано, кто куда должен выдвигаться и что прикрывать. В то же время в сложившейся ситуации превентивный ввод войск в курортные зоны означает срыв туристического сезона. После теракта против российского самолета число желающих отдыхать под защитой танков и боевых вертолетов упало бы скорее всего до нуля.
Подведем краткий итог. Есть основания сомневаться в том, что в ближайшее время целесообразно возобновлять, о чем заявил Сергей Нарышкин, поток российских туристов в Египет. Последние сообщения средств массовой информации показывают, что в стране существует и, вероятнее всего, намерено продолжить действовать организованное подполье «Исламского государства», боевики которого ухитряются создавать активные ячейки, вербуя в них, по некоторым данным, даже сотрудников правоохранительных органов.
Более того, отели, прочие места туристического отдыха и досуга будут все чаще становиться объектами террористических актов, причем нападающие, считают компетентные источники, не намерены брать заложников и вступать в переговоры с властями. Отнюдь. Цель таких рейдов – создать медийную картинку с многочисленными жертвами, разрушениями и т. п. Мали и Буркина-Фасо стали скорее репетицией перед более громкими и масштабными нападениями, которым, как показал горький опыт Парижа, очень сложно противостоять.
Круизы по Средиземноморью становятся опасны
Следующей мишенью запрещенного в России «Исламского государства» могут стать круизные лайнеры в Средиземном море. С таким предостережением выступил вице-адмирал британских ВМС Клайв Джонстон, старший по званию британский морской офицер в НАТО.
«В Североатлантическом блоке должны понимать, что Средиземноморье связано не только с миграцией, – цитирует Джонстона газета «Дейли мейл». – Необходимо учитывать продвижение ИГ в Ливию, контроль группировки над городом Сирт и другими районами этого североафриканского государства, что несет угрозу судоходству и морским торговым путям». Вице-адмирал не исключает, что в одном из самых опасных районов планеты современные вооружения в будущем будут нацелены террористами на круизные суда, нефтяные платформы или контейнеровозы. В январе, отмечают международные наблюдатели, еще более обострилась ситуация в Ливии. Боевики активизировали наступательные действия на севере страны и предпринимают попытки захватить порты в районе «нефтяного полумесяца», как называют побережье залива Сирт.