От Сталина до Покрышкина

 »   » 
  • Опубликованно
  • От Сталина до Покрышкина
Сложные чувства охватывают при чтении двухтомной книги «Имена Победы», вышедшей в издательстве «Кучково поле» в 2015 году. Нам до конца так и не понять тех, кто встретил войну с первого дня и прошел ее до конца, до победного мая. Перед нами галерея из 53 имен советских полководцев и военачальников Великой Отечественной войны, кавалеров высших орденов – Победы, Суворова, Кутузова и Ушакова.
Выход книги стал возможен благодаря подвижническому труду автора проекта – дочери прославленного маршала Р.Я. Малиновского Н.Р. Малиновской и составителя – внучки знаменитого генерала Л.М. Сандалова Е.В. Юриной, других составителей – родственников героев, журналистов.

Жанр книги необычен – исторический портрет, основанный на воспоминаниях самих героев, а также на мемуарах других военных и государственных деятелей той поры, официальных документах и газетных сообщениях, интереснейших фотографиях и материалах из семейных архивов. Мы видим войну и человека на войне глазами участников этой небывалой исторической битвы между добром и злом, начинаем лучше осознавать цели и замыслы наших героев, их деятельность, те качества личности, которые позволили им выстоять в тяжелейшей из схваток когда-либо происходивших в истории человечества, выстоять и победить.

Такой подход составителей к теме, по нашему мнению, является единственно правильным: учить патриотизму можно только на собственном примере.
Перед нами истинные, не ложные герои. Весы истории – неподкупны, они определяют масштаб личности и ее соответствие эпохе; на этих весах почести, чины, звания и награды, как и официальная лесть, ничего не значат. Недаром с древнейших времен в отношении хвастунов крылатыми стали слова: «Здесь Родос, здесь прыгай!», т.е. не рассказывай о своих славных делах, совершенных где-то или когда-то, а покажи свои возможности здесь и сейчас. Вот именно в этом – показе героизма, ставшего составной частью жизни отечественных полководцев и военачальников, заключается основное содержание данной книги. Все они родились на рубеже XIX-XX веков, большинство из них вышли из народной среды и не колебались в выборе военной профессии, связав свою судьбу с защитой Отечества, судьбой молодого советского государства. Все они – коммунисты, разделявшие советские идеалы и не изменившие им. В этом тоже видится большой исторический урок; пора по-новому оценить этот факт, попытаться объяснить его.

Книгу открывает подборка документов и фотоматериалов, посвященных волнующим первым дням мира, последовавшим после разгрома фашистской Германии, и параду Победы. В посланиях руководителей союзных держав, чьи отношения с нами еще не были сильно омрачены послевоенными раздорами, выражено искреннее уважение и восхищение народами Советского Союза, «разгромившими нацистскую тиранию». В послании американского президента Гарри Трумэна говорится о победоносных «советско-англо-американских войсках», т.е. на первое место поставлена Красная армия, внесшая решающий вклад в общую победу. И это выражение не только дань устоявшейся дипломатической традиции.

Особняком в галерее стоит фигура Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина. Авторы-составители дали возможность «высказаться» о роли Сталина в войне сталинским соратникам и лидерам обеих воюющих сторон - и нашим союзникам, и нашим противникам.
Получился образ, поражающий своей многомерностью, завершенностью и, вместе с тем, противоречивостью. «Жестокий, умный, хитрый», обладающий «гениальным умом и стратегическим чувством», «способностью вникать в тонкости» и «тонким пониманием человеческого характера», «уверенностью и сознанием своей силы», грубоватым юмором, «не лишенным изящества и глубины», «простотой общения», «большой эрудицией и редкой памятью», способностью «очаровывать собеседника», с характером «нелегким, вспыльчивым, непостоянным», отношением к людям, «как к шахматным фигурам, и преимущественно пешкам», твердостью в намерении достичь «великих идеалов, управляя реальностью и людьми» - таков весьма неполный перечень свойств сталинской личности, данных в мемуарах видных военных и государственных деятелей разных стран. И спустя более шестидесяти лет после своей смерти Сталин - абсолютный «рекордсмен» по количеству посвященных ему публикаций. Научный подход к изучению данного феномена не стоит ни в какой связи с современными попытками определенной и, подчеркнем это, ангажированной части общества, призвать «к общественному суду над сталинизмом».



Можно вынести тело Сталина из ленинского Мавзолея, но нельзя «вычеркнуть» эту личность из отечественной и мировой истории. Можно сослаться и на исторический прецедент, не имевший успеха: среди более 120 исторических лиц, чьи изображения помещены на памятнике «Тысячелетию России», установленному в Новгороде в 1862 г., отсутствует изображение Ивана Грозного. Понятно, что это была уступка либеральным общественным настроениям, соответствовавшим духу реформ Александра II. И тогда, как и сегодня, «прогрессивные круги» видели в Иване IV жестокого тирана и самодура, чье царствование было для них прямой параллелью с недавно закончивщимся правлением Николая I. Вот только личность грозного царя по-прежнему пользуется вниманием и историков, и российского общества. Поучительный для нас урок истории...

Г.К. Жуков был первым среди советских военачальников, произведенных в маршалы Советского Союза (18 января 1943 г.), а 10 апреля 1944 г. он получил орден Победы за номером один. Командующий Резервным, Ленинградским и Западным фронтами, герой Московской и Берлинской битв, он также осуществлял координацию действий фронтов во время Сталинградской битвы, по прорыву блокады Ленинграда, в Курской битве и при форсировании Днепра. Сложные отношения с Верховным Главнокомандующим не мешали Жукову пользоваться его постоянной поддержкой и доверием.

Жесткий и бескомпромиссный, Жуков как нельзя лучше подходил на роль самого верного и последовательного выразителя сталинской воли в войсках.

5 июля 1943 г., когда началась Курская битва, вышел журнал «Time» с портретом А.М. Василевского на обложке. К этому времени он уже более года возглавлял Генеральный штаб. В редакционной статье говорилось: «Сталин выбрал Василевского, агрессивный маршал Жуков приводил в исполнение планы Василевского». И хотя в действительности все обстояло иначе, подчеркнута главная мысль – начальник советского Генштаба, говоря словами Жукова, принимал на своем посту «умные решения». Он был вторым, кто получил звание маршала Советского Союза (16 февраля 1943 г.) и орден Победы за номером два (10 апреля 1944 г.). Третьим был Сталин – звание маршала было присвоено ему 11 марта 1943 г., орденом Победы за номером три он был награжден 29 июля 1944 г. Так они и вошли в историю – Верховный Главнокомандующий и два его ближайших сподвижника военных лет. «Если бы можно было распоряжаться личными качествами людей, - говорил Сталин, - я бы сложил качества Василевского и Жукова вместе и поделил бы между ними пополам». По отзывам сослуживцев, основными чертами характера Василевского были доверие к подчиненным, глубокое уважение к людям, бережное отношение к человеческому достоинству. Прославился Василевский не только своей штабной деятельностью, но и как представитель Ставки в войсках, где проводил большую часть времени, как главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке, разгромившими Квантунскую армию.

От себя заметим, что Сталин всячески поощрял острое соперничество между маршалами, командующими фронтами. Особенно ярко это проявилось в ходе Берлинской операции. Сталин видел в этом эффективное средство контроля, поскольку ощущал в сплоченности военной элиты реальную угрозу своей единоличной власти. К чести составителей они не стали углубляться в эту тему, проявив деликатность и поддерживая праздничный настрой всей книги.

У каждого из маршалов был свой звездный час. Полководческий дар К.К. Рокоссовского проявился в ходе разгрома трехсоттысячной армии Паулюса под Сталинградом, на Курской дуге, в ходе блестяще проведенной Белорусской операции.

Рокоссовский обладал редким даром предвидения, почти всегда безошибочно разгадывал намерения противника.
Светлый ум, широта мышления и культура, скромность, личная храбрость и мужество отличали этого полководца.

В первом ряду военачальников и маршал И.С. Конев, которому на начальном этапе войны пришлось сталкиваться с отборными кадровыми дивизиями вермахта. Учеба на поле боя далась нелегко, но Конев выстоял. Образцами военного дарования маршала служат Корсунь-Шевченковская, Уманская и Берлинская наступательные операции.

Особое место в судьбах многих советских военачальников занимала Сталинградская битва. «Поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии» назвал ее американский президент Ф. Рузвельт. Именно под Сталинградом немецкие армии окончательно утратили свой наступательный порыв. Восточный фронт медленно, но неуклонно стал перемещаться на Запад. Среди тех, кто снискал здесь славу, был и командующий 2-й гвардейской армией Р.Я. Малиновский. В разгар битвы гитлеровское командование собрало в районе Котельниково ударную группировку генерала Гота, чтобы вызволить из окружения армию Паулюса. 21 декабря 1942 г. передовые части Гота с боями приблизились на 50 км к внешнему фронту окружения, а армия Паулюса была готова выступить им навстречу. В этот критический момент командование Сталинградского фронта, не надеясь собственными силами сдержать прорыв, запросило помощи. Из резервов Ставки навстречу противнику была выдвинута 2-я гвардейская армия, остановившая врага.

Трудно удержаться от того, чтобы в блестящей плеяде военачальников не упомянуть героя Сталинграда В.И. Чуйкова. Эпическим величием дышат слова маршала из его завещания: «После моей смерти прах похороните на Мамаевом кургане в Сталинграде, где был организован мной 12 сентября 1942 г. мой командный пункт».

Командующий знаменитой 64-й армией генерал-полковник М.С. Шумилов, прославившийся в Сталинградской битве, также похоронен на Мамаевом кургане.

В середине сентября 1942 г., когда бои развернулись в самом городе, Шумилов приказал: «Очистить весь правый берег Волги в районе штаба армии и войск от переправочных средств. Пусть никто не сомневается: драться мы будем до конца».
К.К. Рокоссовский отмечал, что в войсках генерала Шумилова «повсюду чувствовалась забота о солдате» и был «высокий боевой дух». 31 января 1943 г. в штабе армии Шумилов допрашивал фельдмаршала Паулюса. На просьбу фельдмаршала не фотографировать его, генерал ответил: «Вы снимали наших пленных и показывали всей Германии, мы сфотографируем вас одного и покажем всему миру».

Несколько слов о личных впечатлениях: когда стоишь на Мамаевом кургане в тишине, кажется, что отовсюду из-под земли и с неба несется незатухающий гул страшной битвы, непрерывный стон тысяч и тысяч сражающихся и умирающих бойцов. Незабываемое чувство, святое место!

Человеком изменчивой военной судьбы был генерал армии М.М. Попов, в годы войны возглавлявший Северный, Ленинградский, Резервный, Брянский, Прибалтийские фронты. Маршалы и генералы, с кем сводили Попова фронтовые дороги, отмечали исключительные военные способности генерала, личную храбрость (с легкой сталинской руки его стали называть «генерал атака»), разностороннее образование, доброту, жизнерадостность и остроумие. Пожалуй, главное, что запомнили сослуживцы, - огромная выдержка генерала, который, даже если дела на фронте складывались вопреки планам и Ставка требовала совершить невозможное, «не переносил нервозность на подчиненных, вежливо говорил с командующими армиями, поддерживал в них бодрость».

Ярким полководческим талантом обладал командующий 2-м Белорусским фронтом генерал армии И.Д. Черняховский, смертельно раненый в ходе Восточно-Прусской операции в феврале 1945 г. По воспоминаниям К.К. Рокоссовского, «Это был замечательный командующий. Молодой, культурный, жизнерадостный. Изумительный человек! Было видно, что в армии его очень любят. Это же сразу бросается в глаза. Если к командарму подходят докладывать не с дрожью, а с улыбкой, то понимаешь, что он достиг многого».

Свое место в ряду героев занимает генерал армии А.В. Хрулев, начальник тыла Красной армии. Чтобы понять объем работы человека на этой должности, способности, знания и опыт, которыми он должен обладать, достаточно привести один пример. В Берлинской операции с нашей стороны участвовали 19 общевойсковых армий, 4 – танковых, 3 – воздушных, одна флотилия, 2,5 млн человек (включая тыловые части фронтов), 3,8 тыс танков, 2,3 тыс САУ, более 15 тыс полевых орудий, 6,6 тыс самолетов и другой техники. Всю эту массу войск и боевой техники надо было обеспечить питанием и обмундированием, боеприпасами, горючим, средствами связи, мостовыми переправами (учитывая сложный характер театра военных действий), инженерной подготовкой плацдармов и многим другим. А ведь за годы войны Красной армией было проведено более 50 крупных стратегических оборонительных и наступательных операций. При их обсуждении в Ставке каждый командующий фронтом и члены Государственного комитета обороны высказывали свои требования и претензии к тылу; при этом некоторые были не прочь свалить на генерала вину за неполадки на фронте или в оборонной промышленности.

Хочется сказать и о тех, чья судьба сложилась трагически. Среди них генерал 33-й армии М.Г. Ефремов, погибший под Вязьмой в апреле 1942 г. Смерть он предпочел вражескому плену, до конца выполнив свой воинский долг.

Нашлось в книге место и генералу Л.М. Сандалову, вступившему в войну в должности начальника штаба 4-й армии Западного фронта. Именно против войск этого фронта был направлен главный удар немецких войск, закончившийся для нас катастрофой. Вина за разгром была целиком возложена на командование фронта, а также и командующего 4-й армии генерала Коробкова. Все они были приговорены к расстрелу. Сандалов считал это решение «вопиющей несправедливостью» и после смерти Сталина приложил много сил для реабилитации своего командира.

29 ноября 1941 г. Сандалов был назначен начальником штаба вновь сформированной 20-й армии и вплоть до 19 декабря во время самых ожесточенных боев под Москвой руководил армией ввиду отсутствия из-за болезни ее командующего, печально знаменитого генерала А.А. Власова.
После победы в Московской битве советская пропаганда всячески превозносила роль Власова, а после его перехода на сторону врага сделала его фигурой умолчания. Сандалов, оставивший одно из самых правдивых повествований о событиях 1941 г., был вынужден считаться с этим обстоятельством и не касаться данной темы.

Свое место среди героев войны по праву занял лучший ас Второй мировой войны А.И. Покрышкин. Он, как и многие герои, прошел войну с первого до последнего дня на передовой. Русский летчик никогда не ставил самоцелью увеличение личного счета сбитых самолетов врага. За всю войну ни один ведомый Покрышкина не погиб по его вине. «Для меня жизнь моего товарища дороже любого «Юнкерса» или «Мессершмитта», вместе с ним мы их больше насшибаем», - неоднократно повторял он. Большинство сбитых им противников были асами, поскольку тактика, разработанная и применяемая Покрышкиным, заключалась в рассеивании сомкнутого строя самолетов, для чего следовало поразить в первую очередь ведущего группы. Весной 1943 г. на Кубани, где развернулась самая ожесточенная битва Второй мировой войны за господство в воздухе, стала приносить свои плоды новая тактика истребительной авиации, основоположником которой по праву все фронтовики называют Покрышкина. В 1944-1945 гг. он командовал знаменитой 9-й гвардейской истребительной авиадивизией, которую направляли на решающие направления нашего наступления. Принимая участие в боевых вылетах до самого конца войны, Покрышкин показал себя и выдающимся военным мыслителем, военачальником.

Вопреки расхожим мнениям, как вузовский преподаватель могу уверенно заявить, что молодежь и сегодня интересуется героями войны и все мы, читатели, получили прекрасный подарок. К сожалению, рамки рецензии не позволяют даже кратко упомянуть обо всех героях книги.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа