В СМИ Западной Украины вышел довольно интересный материал о том, как США и ЕС порождает врагов Российской Федерации с помощью различных фондов, которые выделяют гранты на диверсионную деятельность в Польше, Беларуси и на Украине. В то время, как в Донбассе урезано финансирование многих сфер, отсутствуют СМИ вообще, кроме как официальных рупоров власти, Львовщина получает миллионы евро помощи от различных международных фондов, однако, как говорят специалисты, местные общины и общественные организации используют еще далеко не все возможности, которые, в частности, дает близость к Европейскому Союзу. Ведь чтобы получить средства под какой-то грант, нужно во-первых, проявить инициативу, а во-вторых, квалифицированно и качественно написать проект.
Старший эксперт Представительства СТС Программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина 2007 — 2013 Василий Химьяк рассказывает, что активность общин еще в начале этой программы не была высока.
«Жители, общественные организации, органы местного самоуправления мало были знакомы с теми перспективами и возможностями, которые могут использовать. Но благодаря тем трем конкурсам, которые происходили в нашей программе, благодаря тому, что мы выезжали и проводили семинары в каждом областном центре и даже ездили в меньшие города, нам удалось все же распространить эту информацию. И могу с уверенностью сказать, что сейчас интерес новой программой, которая должна начаться в конце 2016 года, очень велико. Наша программа предназначена для некоммерческих структур, для органов местного самоуправления, общественных организаций, школ, библиотек — для любого, кто имеет интересную идею и может ее предложить в рамках тех приоритетов, которые есть в нашей программе. Для них есть большие шансы получить софинансирование на реализацию своей идеи», — говорит он.
В рамках программы трансграничного сотрудничества, которая действовала в 2007–2013 годах, на Львовщине было реализовано 45 проектов на общую сумму 65 млн евро, из них финансовая поддержка ЕС составляла 58,5 млн евро.
Самое важное — качественно написать проект
«Так, что все же чаще главным партнером в нашей программе была польская сторона. Все объясняется очень просто. Поляки имели дело с такими фондами, с такими источниками софинансирования еще 15 лет назад. Соответственно, у них накопился опыт, появились консалтинговые агентства, которые просто умеют качественно написать проект. Ведь главное, чтобы те идеи и инновации, которые предлагается, были изложены четко, доступно, качественно, чтобы их поняли внешние эксперты-оценщики. Поэтому самое важное для наших местных организаций и органов самоуправления пройти обучение, чтобы уметь качественно написать проект.
На Украине тоже есть какие-то услуги агентства, но их не много. Все же больше проектов пишутся собственными силами. Такой вывод можем сделать из тех проектов, которые были представлены украинскими бенефециарами. Они самостоятельно учатся, обращаются к нам и к другим экспертам и у них все же получается, просто надо больше труда и настойчивости. Мы со своей стороны будем проводить такие учения для всех желающих. При этом будем четко рассказывать, что в какой графе вписывать, на что обращать внимание, за что можно получить больше баллов и т. д.», — отмечает Василий Химьяк.
Он объясняет, что каждый проект подается в рамках конкурса, а это значит, что выигрывает лучший. Заявка должна быть заполнена четко, качественно, понятно — плюс должны быть поданы все дополнительные сопровождающие документы с печатями об организации и о партнерах. То есть всегда «дьявол кроется в деталях» и на эти детали нужно обращать внимание, отмечает эксперт.
Еще один важный вопрос — контроль за использованием средств. «Поверьте, что Евросоюз очень тщательно контролирует те средства, которые он выделяет. У нас были проблемы, связанные с задержанием средств в казначействе. Некоторые проекты год и даже больше не могли снять деньги со своих счетов. Проблемы были и через последние известные события в Украине — события на майдане и войну в Донбассе. То есть это тоже влияло, но с какими-то особыми финансовыми злоупотреблениями мы не сталкивались», — рассказал он.
Международный фонд «Возрождение» Джорджа Сороса также является одним из источников финансирования различных проектов. К примеру, осенью прошлого года вместе с Львовской облгосадминистрацией был объявлен конкурс проектов по противодействию коррупции. Победителями конкурса стали четыре проекта, на их реализацию выделят суммарно 750 тыс. грн. Тогда в фонде «Возрождение» заявляли, что ожидали Львовщине большей активности и большого спектра антикоррупционных проектов.
«Важно иметь эффективные идеи, поэтому мы искали наиболее влиятельные проекты и проекты с реальными результатами», — объясняет руководитель Западноукраинского представительства МВФ Оксана Дащакивская.
Главные проблемы — с доверием и коммуникацией?
В то же время она отмечает, что, учитывая последние события в Украине сейчас особенно высокие ожидания относительно гражданских инициатив Западной Украины.
«Гражданское общество стало на Украине особое, оно помогает стране двигаться. Не просто артикулирует проблемы, но и предлагает пути решения этих проблем, формирует указатели — начиная от поддержки армии, заканчивая проведением реформ. Гражданские активисты и организации во Львове имеет множество идей, а также много практик. Но не хватает навыков в поиске партнёров и ресурсов для реализации этих идей.
Именно поэтому ожидания относительно гражданских инициатив на Западной Украине очень высокие. От нас требуется больше, эффективнее», — отмечает Оксана Дащакивская.
По ее мнению, главные проблемы, которые есть сегодня в гражданском обществе Западной Украины и Львова, — это доверие и коммуникация. «Часто, активисты боятся делиться идеями, искать партнеров, разделяют и конкурируют между собой», — говорит она.
На сайте Львовской ОГА размещен перечень из 39 программ международной технической помощи, реализуемых на Львовщине, которые прошли государственную регистрацию в Министерстве экономического развития и торговли Украины. Также там есть перечень из 87 актуальных конкурсов и возможностей привлечения международной технической помощи. Эксперты отмечают, что общинам стоит проявлять больше инициативы и ответственности, чтобы воспользоваться всеми имеющимися возможностями.
Пример Польши
О польском опыте использования подобных грантовых программ рассказал представитель Общего технического секретариата Программы трансграничного сотрудничества Польша — Беларусь — Украина 2007–2013 Анджей Слодки.
— Как Вы оцениваете активность украинской стороны в программе Программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина 2007–2013?
— Украинская сторона участвует только в 88 проектах из 117 законтрактованных, в том числе в 20 выполняет роль основного партнера, который несет юридическую и финансовую ответственность за реализацию проекта. Это означает на самом деле большую активность, в частности, субъектов из тех областей, прилегающих непосредственно к границе с ЕС. Мы также можем подтвердить очень активное участие участников из Украины во всех рекламных мероприятиях, например, образовательных конкурсах для школ или конкурсах фотографии.
— Можете поделиться опытом Польши в этом вопросе?
— Польша получила первый опыт в трансграничном сотрудничестве еще перед вступлением в Евросоюз, главным образом в рамках программы «ФАРЕ» (Poland and Hungary: Aid for Restructuring of the Economies, Phare). С 2004 г. Она на равных правах с другими членами Евросоюза участвовала в реализации программ Инициативы Интеррег III, в которую входят три типа программ: трансграничные, транснациональные и межрегиональные. Польша участвует в десяти программах Европейской территориального сотрудничества — в семи программах трансграничного сотрудничества, в двух транснациональных (регион Балтийского моря и Центральная Европа), а также в программе межрегионального сотрудничества ИНТЕРРЕГ ИV С. Дополнительно Польша участвует в двух трансграничных программах (Литва-Польша -Россия, а также Польша-Беларусь-Украина) в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства (ЕИСП).
Основной разницей между тремя типами сотрудничества являются территориальные пределы. Кроме географических рамок, отдельные типы программ отличаются тематикой. Трансграничные программы служат, прежде всего, налаживании связей, связывающих общества по обе стороны границы. В свою очередь транснациональные программы дают возможности для поддержки более инновационных проектов, касающихся важных сфер для нескольких государств.
— Насколько эффективным и полезным для местного развития польских территорий было использование подобных программ Европейского Союза?
— Трудно описать опыт всех программ в нескольких предложениях. Рапорты по оценке можно посмотреть, например, на специальной странице. Без сомнения, такие программы позволили наладить длительные сети сотрудничества, а также лучше использовать общественный и экономический потенциал приграничных регионов. Они положительно повлияли и на развитие самоуправления. Инициативы снизу, которые важны для местной общественности, смогли получить дополнительное финансирование. Совместные проекты формируют чувство общей собственности и общей ответственности за территорию, на которой живем.
— Возникали какие-то трудности на этом пути?
— Наверное, не все запланированное в 117 проектах в нашей программе удастся реализовать. Многие проблемы в проектах можно было решать своевременно с помощью механизма внедрения изменений в проекты (например, продления срока реализации). Трансграничное сотрудничество сталкивается с различными сложностями, например, можно вспомнить проблему с различиями в юридических и институциональных системах или с заметными культурными барьерами.
Однако следует подчеркнуть, что главный опыт, полученный от программы «Польша-Беларусь-Украина 2007–2013», четко указывает на то, что общие трансграничные инициативы играют важную роль в налаживании хороших соседских отношений между жителями приграничных регионов, позволяют лучше узнать соседей с другой стороны границы и помогают улучшить взаимопонимание.
Программы трансграничного сотрудничества пригодны для решения общих проблем и преодоления общих вызовов в трансграничной сфере, то есть в области охраны окружающей среды, транспорта и т. д. Кроме того, такие проекты могут помочь в создании длительных контактов и создании оснований для сотрудничества в рамках инициатив большого масштаба, между прочим, финансируемых из других источников, отдельных от программы трансграничного сотрудничества.