«Ценителей прекрасного теперь узнают по отмороженным ногам». Состязание в остроумии по поводу многочасовых очередей на выставку Валентина Серова, собранную из разных музеев к 150-летию художника, продолжается. Хотя и идет на спад. Как, впрочем, и сама очередь к Третьяковской галерее на Крымском Валу. После того как работу вернисажа продлили еще на неделю - до 31 января, - двери в здание уже никто не выносит. Да и МЧС помогает любителям живописи пережить стояние на морозе горячим чаем, кашей из полевой кухни и палатками, где можно погреться.
Фото: www.wikimedia.orgНо ажиотаж подвиг музейное сообщество перенять практику, распространенную в Европе: продавать билеты на крупные выставки с указанием времени. Первый опыт «сеансного просмотра» состоится уже в этом году на масштабном показе работ Ивана Айвазовского к его 200-летию.
- Мы приняли решение ввести сеансы на посещение выставки Айвазовского и продавать билеты в интернете тоже по сеансам, чтобы люди понимали, что, если у них билет на 10 часов, они должны прийти в 10, чтобы в 12 часов покинуть здание, - рассказала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Выставка выдающегося мариниста пройдет с 28 июля по 20 ноября в Третьяковской галерее, а с конца ноября до февраля 2017 года - в Русском музее Санкт-Петербурга. Чтобы в холодные зимние месяцы в Петербурге не повторилось «стояние на Серова», там тоже введут сеансы на его посещение. Ведь именно ограниченное число зрителей, которые могли одновременно находиться на выставке, и было причиной многочасовой очереди. Впустить всех сразу было невозможно, иначе в залах случился бы хаос и никто не смог бы рассмотреть полотна. А сеансы позволят распределить число желающих увидеть картины по времени и избежать очередей.
Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» работает до 31 января, с 10.00 до 21.00. Кассы - до 20.00.
Вере Мамонтовой было 12 лет, когда она позировала Серову для картины «Девочка с персиками». Фото: www.wikimedia.orgИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ
Как сложилась судьба «Девочки с персиками»
Дочери знаменитого промышленника и покровителя художников Саввы Мамонтова, 12-летней Вере Мамонтовой, пришлось целых два месяца каждое утро сидеть за столом в одном и том же платье перед горкой персиков. Дело было в подмосковном имении Мамонтовых, Абрамцеве, где 22-летний Валентин Серов, вернувшись из Италии, решил создать портрет «как у старых мастеров». «Все, чего я добивался, - это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти», - писал Серов.
То, что портрет выдающийся, стало понятно сразу - Серов получил за него премию Московского общества любителей художеств. А саму картину подарил маме Веры, Елизавете Мамонтовой. До 1929 года, пока его не выкупила у потомков Третьяковская галерея, портрет висел в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан.
Вера Мамонтова с мужем Александром Самариным. 1903 год. Фото: www.wikimedia.orgВера Мамонтова выросла, превратившись в прелестную девушку, и в 24 года удачно вышла замуж за предводителя московского дворянства, министра по делам церкви Александра Самарина. Молодые поселились в своем доме в городе Богородске. Вера родила двоих сыновей и дочку, но через пять лет после свадьбы заболела тяжелой формой пневмонии. И сгорела за три дня в возрасте 32 лет.
Александр Самарин больше не женился. В 20-х годах он был арестован и сослан. Погиб в ГУЛАГе в 1932 году.