Этот вопрос сегодня волнует немецких соседей по Евросоюзу. Одних увлекает банальное любопытство – увидеть, как германские власти справятся с таким потоком беженцев. Другие уже оценивают опасность возрастающей популярности правых движений и организаций, исповедующих радикальные и националистические взгляды. Издающийся в Кракове польский католический журнал Polonia Christiana даже попытался выяснить у известного учёного, профессора Романа Кохновского «Будет ли кризис в Германии способствовать появлению нового Гитлера?»
Историческая память выводит на тяжёлые ассоциации
На первый взгляд, вопрос христианского журнала отдаёт пещерной глупостью. Именно так его и хочется оценить, но что-то останавливает. Может быть, историческая память? Немцы ей тоже не чужды. Известные события новогодней ночи в городах Германии, когда мигранты подвергли грабежам, насилию и унижению сотни женщин, местные журналисты назвали «ночью длинных рук». Эпитет больше отдаёт скабрезностью, чем тем ужасом, что пережили несчастные немки, лишённые защиты власти и общества, друзей и близких.
По большому счёту, это не первая ночь ужаса в Германии. Из сегодняшнего хлёсткого эпитета напрашивается ассоциация с «ночью длинных ножей». Так окрестили немцы расправу укрепившегося во власти Адольфа Гитлера над вышедшими из-под контроля штурмовиками СА во главе с Эрнстом Рёмом. Было это летом 1934 года. Через четыре года (осенью 1938-го) ночной ужас повторится в еврейских погромах. Скоординированную атаку нацистской власти против еврейского населения назовут потом «Хрустальной ночью», или «Ночью разбитых витрин».
Трагические события прошлого века принесли людям, несомненно, больше крови и страданий. К тому же инспирированы они были властями, а не разнузданной, ошалевшей от безнаказанности толпой. Однако у немецких журналистов исторические ассоциации сложились в логичный пазл, и родился эпитет, пусть и несколько двусмысленный.
Думается, параллели здесь возникли из-за действий власти. Только в новом веке она не инициировала насилие, но своей политикой создала условия для него. Позднее нынешняя германская власть откровенно примет сторону насильников и грабителей, а не тех бедных немок, что пострадали в «ночь длинных рук».
Картина будет повторяться и даже отягощаться новыми мерзкими событиями. Вот Дортмунд на западе Германии. Здесь трое выходцев из Северной Африки забросали камнями двух женщин-трансгендеров. А это небольшой приграничный городок Вайль-ам-Райн в земле Баден-Вюртемберг, известный своим знаменитым мостом Трёх стран (соединяет Германию с Францией и Швейцарией). Здесь сирийские мигранты изнасиловали двух несовершеннолетних девушек – 14 и 15 лет.
Самое сильное потрясение вызвало преступление в германской столице – Берлине. Здесь мигранты похитили и в течение 30 часов насиловали тринадцатилетнюю девочку из семьи русскоязычных немцев. Столичные следователи потом допросят пострадавшую, но закроют дело «в связи с отсутствием состава преступления». Официальный представитель немецкой полиции объяснит РИА Новости: «Согласно расследованию, в данном случае не имело места ни похищение, ни изнасилование. Все необходимые мероприятия были проведены в рамках следствия, дело закрыто».
Дядя пострадавшей, назвавшийся Тимофеем, расскажет телеканалу «Звезда» подробности допроса. «Лизу допрашивали одну, наедине, без присутствия взрослых, адвокатов или детского психолога. Потом через три часа вывели, говорят: «Ну, повтори, что ты нам сказала». А она сказала: «Да, я сама этого хотела, я сама их попросила».
Полиция умыла руки. (Типа – «Какое тут изнасилование? Сама напросилась».) Эта версия не выдерживает критики. Ведь Германия вместе с 47 другими странами подписала Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (вступила в действие в 2010 году). В документе написано предельно ясно: «Страны, ратифицировавшие Конвенцию, соглашаются ввести уголовную ответственность за сексуальные действия с детьми, не достигшими возраста сексуального согласия вне зависимости от контекста». То есть, нет у Лизы возраста «сексуального согласия». Полиция просто обязана возложить ответственность на взрослых насильников. (Кстати, похваляющихся дефлорацией девочки в распространённом в Сети видео).
Российские телеканалы перешли «красную черту»
Родственники настаивают: Лизу и её родителей (они не дают интервью СМИ) запугали тем, что ребенка могут забрать социальные службы. Об этом в эфире радиостанции РСН заявила в понедельник тётя пострадавшей.
Информацию о беде, случившейся с русскоговорящей девочкой, первым опубликовал сайт Genosse.su зарегистрированного в Берлине «Международного конвента российских немцев». Другие германские СМИ не заинтересовала ни сама история с изнасилованием, ни подробности полицейского расследования. Через несколько дней после публикации на Genosse.su о происшествии с девочкой рассказали российские телеканалы.
От них телезрители узнали и о собравшем 200 человек стихийном митинге в берлинском районе Марцан, где живут переселенцы из России. Возмущенные люди требовали тщательного расследования – как преступления мигрантов, так и лукавых действий полиции. Впрочем, они не были услышаны властью и теперь планируют 23 января выйти в центр Берлина, к ведомству федерального канцлера Ангелы Меркель, на демонстрацию «Против насилия». Эту акцию поддерживает «Международный конвент российских немцев».
Только теперь на протест обратили внимание германские СМИ. Медиа-корпорация Deutsche Welle обвинила в нём российское телевидение. По мнению авторов DW, сюжет о происшествии с девочкой Лизой «снят в духе российской пропаганды и служит для разжигания межнациональной розни». Отмечается, что «в Германии насчитывается до шести миллионов русскоговорящих жителей, многие из которых смотрят российское телевидение. Некоторые, похоже, доверяют российскому телевидению больше, чем немецкому или властям Германии».
Deutsche Welle дала слово адвокату Мартину Лютле. Он прямо заявил: «Российское телевидение перешло в Германии незримую «красную линию». Адвокат информировал о своём обращении в прокуратуру Берлина «с ходатайством о проверке законности вышедшего в эфире российского Первого канала 16 января сюжета о девочке, якобы изнасилованной мигрантами в столице ФРГ». К слову, о нападении в Дортмунде женщин-трансгендеров напуганные бюргеры тоже узнали не из немецких СМИ. Первой об этом сообщила израильская газета The Jerusalem Post.
Излив весь запас своего возмущения, DW справедливо заметила, что «у русских в Германии, смотрящих российское телевидение, есть альтернатива – «посмотреть на улицу или послушать немецкие СМИ». Осталось непонятным: в чём разница картинки через «немецкое окно» и на российском телеэкране? Посмотрим.
Что видно из «немецкого окна»?
Бесчинства мигрантов обеспокоили германский политикум. Бывший глава входящей ныне в правящую коалицию партии «Христианско-социальный союз» и правительства Баварии Эдмунд Штойбер поставил канцлеру Ангеле Меркель ультиматум. В интервью газете Suededeutsche Zeitung он потребовал от Меркель снизить до конца марта количество беженцев в стране. Другой баварский политик, действующий премьер-министр земельного правительства Хорст Зеехофер пригрозил канцлеру Германии судом, если «в течение двух недель на немецкой границе не будут восстановлены определенные законодательные отношения». Заявление о необходимости снизить прибывающих в страну количество беженцев сделал вице-канцлер ФРГ Зигмар Габриэль. Министр финансов страны Вольфганг Шойбле призвал власти защитить германские границы от бесконтрольного доступа мигрантов.
«Ангела Меркель должна изменить свою позицию, в противном случае Германию и Европу ждут катастрофические последствия», – убеждал немцев Эдмунд Штойбер. Он не первый, кто заговорил о национальной катастрофе. Приоритет здесь за профессором социологии Гуннаром Хайнзоном.
Профессор Хайнзон ещё в далёком 2003 году предсказал нынешний наплыв мигрантов в Европу. (Фрау Меркель тогда только пробивалась во власть, толкаясь в её передних, а террористической группировки ИГИЛ, спровоцировавшей волну беженцев, не было в помине.) В книге «Сыновья и мировое господство: роль террора в подъеме и падении наций» Гуннар Хайнзон статистически обосновал, что главной угрозой в первой четверти ХХI века станет для Европы «молодежный пузырь» на Ближнем Востоке и в Африке. Неустроенная молодежь двинет в поисках лучшей жизни в Старый Свет.
Первая такая волна случилась в прошлом году. На континент пришли не столько беженцы от войны (обычно это – старики, дети, женщины), сколько ищущие приключений молодые люди. Они сегодня составляют подавляющее большинство среди мигрантов. Книгу профессора Хайнзона снова сняли с полок и начали читать. Оказалось, прошлогодний наплыв беженцев – только цветочки.
По расчётам Гуннара Хайнзона, «молодежный пузырь» в Африке и на Ближнем Востоке полностью надуется к 2025 году. Тенденцию заметил не только профессор. Молодёжь Германии тоже «смотрит через окно» и реагирует на увиденное. Ежегодно под 200 тысяч молодых немцев уезжают на постоянное место жительства в Австралию, Новую Зеландию, Канаду. Не верят они, что власть, встречающая мигрантов плюшками и распростёртыми объятиями, защитит интересы и ценности коренного населения.
Январские происшествия в германских городах эти опасения полностью подтвердили. На защиту униженных, ограбленных, изнасилованных вышли не респектабельные политики, чаще это были маргинальные организации националистического и радикального толка. Потому вопрос польского христианского журнала не был уж таким неточным.
Профессор Кохновский оправдал ожидания Polonia Christiana. Он тоже видит угрозу, на фоне которой «Альтернатива для Германии» (консервативная и евроскептическая политическая партия, инициирующая массовые протесты) ещё покажется всем умеренной силой. Как заметил в интервью журналу Роман Кохновский, нынешний кризис вызвала политика правящей коалиции. В неё входят крупнейшие партии Германии, которым сегодня нет эффективной парламентской оппозиции. Это провоцирует активность радикальных партий и их нарастающую поддержку в обществе. Кохновский приводит в пример рост популярности немецких скинхедов. У него это вызывает в памяти прямые аналогии с тридцатыми годами прошлого века. Польский профессор не исключает, что «нарастающий кризис с мигрантами будет помогать политическим экстремистам».
Таким видится сегодня мир «через немецкое окно». Беспомощный дрейф берлинских властей по волнам мигрантского кризиса настораживает. Всё говорит о том, что беда, случившаяся с немецкими женщинами и девочками в нынешнем январе, может повториться снова. Попытки скрыть её лишь подтверждают такие опасения и добавляют новой неопределённости в будущее Старого Света…