Точно также они были известны и после августа 2008 года, когда западные партнеры решили посмотреть, как будет развиваться события в Южной Осетии, после нападения «обученной грузинской армии» и убийства российских миротворцев. Точно также, основные угрозы были известны и в процессе государственного переворота на Украине в феврале 2014 года. Таким образом, очередные рассуждения появились спустя почти 2 года после переворота на Украине на цене нефти ниже 30 долларов за баррель.
Получается, некоторые ответственные лица годами просто наблюдают за событиями как метеорологическая станция или экономическая обсерватория, созданная на средства государства. Идет снег или дождь, сильный ли ветер, будет град или плотный туман, гололедица на дорогах или уже идет лавина. Это, конечно, интересно. Еще интереснее, если бы Совбез или какой-нибудь другой государственный орган (типа правительства) не только обрисовал опасности, но и реализовал некий план, чтобы эти опасности, если не устранить полностью, то хотя бы снизить.
Представим себе корабль, где боцман или капитан рассказывает пассажирам об опасностях в море, однако как только случается шторм, он сетует, что его судно может перевернуться, поскольку волна слишком высока, а ветер оказался слишком сильным. Экономическая стратегия РФ после начала мирового кризиса была похожа на стратегию команды парусной яхты, которая однажды распустив паруса, упорно продолжала ничего не менять, двигаясь проложенным кем-то курсом. Либо потому что она была парализована страхом, либо потому что предполагала, что ветер сам - собой стихнет в рыночных реалиях. Ветер не стих, а усилился, судно (с пассажирами) летит на скалы.
В экономическом блоке наблюдается рассеянность и упорная надежда, что ветер ослабеет или хотя бы переменится. Совбез РФ на фоне усиливающейся экономической бури констатирует общеизвестные факты. Капитан решил продуть балласты. Сырьевую экономику, как вдруг оказалось, призваны спасать китайские инвесторы. Однако, маяк на китайском берегу горит тускло, потому что, там сейчас тоже не погодится. Китайские инвесторы слишком втянулись в мировую экономику.
Лучше всего там, где нас нет. Например, там, где печатают зеленые билеты для международных расчетов, а потом сами устанавливают на них цену сырьем. Но трагедия команды парусника в том, что их корабль не примут в этот порт. Если же корабль рискнет прорваться и «перезагрузиться», то он будет сначала торжественно встречен, а затем дочиста ограблен и в эпилоге - конфискован. Собственно, в отношении одного очень большого пространства именно это сравнительно недавно и произошло.
Так что ориентироваться все же лучше не на желания, а на показания приборов. Однако, как мы видим теперь, урок так и не был усвоен. Главный вопрос остается прежний, хватит ли воли и запасов в трюме корабля. В западной историографии некоторые страны и народы бывали виноваты лишь за то, что населяли слишком богатые территории. Это и есть общее место во всех национальных угрозах, а экономика, дырявая или не очень, не более чем метод. Стратегический экономический вопрос: много ли воды можно вычерпать с помощью решета. Можно ли построить внутреннюю экономическую устойчивость государства, ориентируясь лишь на внешние рынки(?). Можно ли успех собственного предприятия построить на уставе чужого предприятия(?). Это примерно то, что было в штиль и ясную погоду. Но сейчас случился шторм и буря только начинается.