Конкурсы без участников
Потенциальные концессионеры могут не прийти на конкурсы по строительству 3-го и 4-го участков Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), назначенные на 26 января и 5 февраля, уверены собеседники РБК в двух компаниях-претендентах. Они объясняют это высокими рисками для инвесторов, которые сохранились, несмотря на то что в конце прошлого года «Автодор» внес изменения в условия концессии. Представитель «Автодора» пока не ответил на запрос РБК.
ЦКАД должен быть построен к 2018 году — к чемпионату мира по футболу, однако уже около полутора лет «Автодор» не может разыграть 3-й и 4-й участки дороги. Проблемы начались в конце 2014 года, после обвала рубля и резкого повышения ключевой ставки Банка России. В течение всего 2015 года госкомпания проводила консультации с потенциальными участниками, а сроки конкурсов постоянно сдвигали. В ноябре вышло распоряжение правительства с измененной финансовой моделью проекта: для финансирования строительства разрешили применять плавающие ставки с привязкой к ключевой ставке и индексу потребительских цен. Также государство взяло на себя часть инфляционных рисков при инфляции от 8 до 15%.
На строительство ЦКАД претендуют четыре консорциума — «Северо-Восточная магистраль» («Главная дорога» и управляющая компания «Лидер»), «СОК 24 Раша» (группа ВТБ и французская Vinci), «Инвест Финанс» (Газпромбанк и «Стройтрансгаз») и Автодорожная строительная корпорация («ДСК Автобан» Алексея Андреева и испанская Sacyr Concession). Представители «Лидера», «Автобана», «ВТБ Капитала», «Стройтрансгаза» и Газпромбанка отказались комментировать свое участие в конкурсах.
Топ-менеджер в «ВТБ Капитале» в конце декабря 2015 года говорил РБК, что пока окончательного решения по участию в конкурсе нет: «Мы думаем». Ранее в августе представитель «Лидера» не исключал, что управляющая компания откажется от участия в проекте. «Некоторые положения конкурсной документации создают риски потери инвестиций», — объяснял он РБК. Заместитель генерального директора по финансовому развитию «Автобана» Денис Анисимов тогда же отмечал, что окончательного решения об участии в конкурсе у их консорциума нет, но это связано в том числе с тем, что испанскую компанию Sacyr Concession беспокоит нестабильная экономическая ситуация в России.
Подвести итоги конкурсов по 3-му и 4-му участкам ЦКАД «Автодор» планирует 26 февраля и 26 марта соответственно, подписание концессионных соглашений назначено на 26 мая и 6 июня. Если в этот раз конкурсы не состоятся или будут перенесены, госкомпания рискует потерять еще один строительный сезон и не уложится в установленный правительством срок сдачи магистрали.
ЦКАД — не первый проект, на который «Автодор» не может найти исполнителя. В ноябре 2015 года не нашлось претендентов на строительство последнего платного участка трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» от Солнечногорска до Твери (с 58-го по 149-й км). Предквалификацию прошли «Мостотрест» и «Автобан», но ни одна из компаний не заявилась на конкурс, опасаясь, что по новой дороге никто не будет ездить. Сейчас «Автодор» вносит изменения в финансовую модель участка, чтобы провести новый конкурс. Сдать дорогу должны в 2018 году, как и ЦКАД.
Инвесторы не хотят рисковать
Внесенных в 2015 году в схему финансирования проекта изменений недостаточно, полагает собеседник РБК в одном из консорциумов. По его словам, «Автодор» не полностью берет на себя обязательства по предоставлению земли до начала строительства, а это существенный риск для инвестора (оформление земельных участков полностью на строителях). Не исключено, что в итоге концессионеру придется договариваться с нынешними собственниками участков самостоятельно. Сколько на это потребуется времени и денег, непонятно, сетует источник.
«Автодор» пытается переложить на концессионера устранение недоделок по переносу коммуникаций. В итоге мы получаем «минное поле» — можем наткнуться на кабели ФСБ, водопроводы и газопроводы, и строительство встанет», говорит он. Сейчас, по его словам, готово лишь около 50% необходимой для строительства земли.
Стоимость строительства 3-го и 4-го участков ЦКАД, согласно материалам на сайте «Автодора», составляет 80,1 и 77,1 млрд руб. соответственно. Протяженность каждого — около 100 км, победители конкурсов должны самостоятельно привлечь 32,7 млрд руб. и 28,8 млрд руб.
Стоимость строительства занижена, полагают собеседники РБК в двух компаниях, претендующих на участки. Сметы посчитаны в ценах 2010 года, в проекте заложена инфляция 5%, а фактическая инфляция за 2015 составила только официально 13%, приводит пример один из них. «Только по 3-му участку ЦКАД стоимость дороги может превысить сметную на 10 млрд руб., и это тоже ложится на плечи инвестора», — добавляет он. «По нашим подсчетам, на 3-й участок может потребоваться значительно больше 90 млрд руб.», — утверждает источник РБК в другом консорциуме.
Заявленную стоимость магистрали сможет выдержать только крупная строительная компания с хорошими собственными ресурсами, считает собеседник РБК в компании, консультирующей «Автодор». Есть риск, что стоимость неразыгранных участков ЦКАД вырастет на 10–15%, подтверждает он.
Кроме того, собеседники РБК в двух компаниях-претендентах на строительство ЦКАД сетуют, что некоторые существенные детали концессионного соглашения остались за рамками обсуждения во время консультаций. Систему штрафов за недостатки в эксплуатации дороги «Автодор» будет обсуждать уже после того, как участники подадут заявки и предоставят обеспечение в размере 400 млн руб., рассказал РБК один из потенциальных инвесторов. «Выходит, участник подает заявку на конкурс, по условиям которого через систему штрафов он может лишиться всех своих инвестиций и не получить дохода», — объяснил он.
299
1b3d