Как бороться с молодеющей алкоголизацией?

 »   » 
  • Опубликованно
  • Как бороться с молодеющей алкоголизацией?
Стало известно о том, что чиновники министерства образования и науки подготовили новый проект. Проект направлен на снижение процента представителей российской молодёжи, употребляющих спиртные напитки. Инициатива, на первый взгляд, здравая, хотя и опоздавшая лет на «дцать», однако по поводу «опоздания инициативы» всё же можно сказать, что лучшем поздно, чем никогда. Вот только методика реализации подобного проекта, о которой (методике) объявила пресс-служба главного образовательного и научного ведомства страны, выглядит несколько странно.

Если верить пресс-службе Минобрнауки, искоренение пристрастия к спиртосодержащим напиткам будет начинаться с повышения квалификации и переподготовки педагогов… Как сообщается, под эгидой министерства будут (стоит подчеркнуть, что именно БУДУТ…) созданы специальные программы, которые призваны рассказать учителю о том, как он должен препятствовать алкоголизации подрастающего поколения. Первоначально программы опять-таки БУДУТ отрабатываться в стенах учебных заведений профессиональной направленности (колледжах, техникумах, вузах).

То есть образовательно-научное ведомство, которое имеет непосредственное отношение к проверке уровня профессионализма современного преподавательского состава, как бы заявляет, что именно в уровне квалификации педагогов кроется одна из составляющих детского и подросткового алкоголизма и его зачатков. Получается, что того уровня подготовки, который педагоги получают в ходе обучения в профильных вузах и в ходе дальнейшей своей работы как бы недостаточно для того, чтобы объяснить представителю современной молодёжи, что употребление спиртных напитков со школьной скамьи несёт непоправимый вред здоровью, - видимо, именно так считают чиновники Минобрнауки.

Несколько сомнительный посыл, особенно если учесть, что любой адекватный педагог, тот, который попал в систему образования не случайно, без каких-либо указивок сверху, по крайней мере, в рамках внеурочной работы с обучающимися проводит большой объём этой самой работы по профилактике молодёжной алкоголизации. Классные часы, семинары, тренинги, посвящённые тематике здорового образа жизни и профилактике вредных привычек (включая профилактику употребления алкоголя) учителями проводятся с начальной школы. Причём в большинстве случаев это отнюдь не мероприятия «для галочки», а вполне информативные и обращающие на себя внимание обучающихся формы работы.

Но у Минобрнауки, видимо, своя точка зрения на этот счёт. «Партия» сказала: переподготовка, педагог ответил: есть!

Обращает на себя внимание тот факт, что новая (ещё только разрабатываемая) программа образовательного ведомства позиционируется так, будто бы это новшество чистой воды, и будто педагогическое сообщество тему алкоголизации российской молодёжи до сего момента игнорировало вовсе, и никаких действенных мер без спуска директив сверху принимать не в состоянии… Если посыл Минобрнауки примерно такой, то хотелось бы у чиновничьего аппарата этого министерства уточнить, как часто его представители реально посещают школы и профессиональные учебные заведения, и как часто беседуют (ну хотя бы просто для того, чтобы узнать мнение) с реальными педагогами, круг которых, так уж случилось, в России не ограничивается кругом Третьего транспортного кольца? А ещё хотелось бы уточнить, не станет ли «новая» программа переподготовки для борьбы с подростковым пьянством изобретением велосипеда, хотя бы потому, что в стране уже действуют несколько весьма крупных проектов, нацеленных на тот же результат.

Одним из таких проектов является «Трезвая Россия». Инициатором проекта стал член Общественной палаты Российской Федерации дагестанский общественный деятель Султан Хамзаев. В минувшем году он создал координационный совет по защите граждан страны от наркотиков, алкогольной и табачной зависимости при Общественной палате России, и совет уделяет повышенное внимание вопросу противодействия алкоголизации подрастающего поколения.



Деятельность совета была подхвачена российскими регионами, где инициативные группы создали свои местные ячейки, работающие по программам, разработанным с привлечением педагогов и медицинских специалистов. Представителями проекта был разработан мультимедийный урок трезвости, который был распространён по образовательным организациям. За несколько месяцев с ним познакомились более 80 тысяч российских школьников.



Теперь статистика: ежегодно в России от болезней, связанных с алкогольной зависимостью, умирает около полумиллиона человек. Около 67% подростков в возрасте от 14 до 18 лет употребляют алкогольную продукцию. Алкоголизм молодеет! До 78% употребляющих алкоголь российских подростков «воспитываются» в так называемых неблагополучных семьях. Отмечается прямо пропорциональная зависимость между объёмом и частотой употребления подростком спиртосодержащих напитков и его успеваемостью, не говоря уже о физическом и психическом здоровье. По статистике, 92% старших школьников, употребляющих алкоголь, не демонстрируют высокого качества знаний, переходя в разряд «натянутых троечников». По понятным причинам, и дальнейший жизненный путь таких представителей молодёжи чаще всего связан с асоциальными проявлениями, приобщением к преступной среде, инвалидностью и ранней смертностью. 40% смертей в возрасте от 15 до 29 лет вызвано именно употреблением алкоголя.

А это уже не только социальная проблема, это же ещё и проблема экономики. Если алкоголизация подталкивает подростков к асоциальным проявлениям, ведёт к ранней инвалидности, то это автоматически влечёт за собой повышение уровня государственных расходов. Это в свою очередь приводит к тому, что получение сверхприбылей от весьма либерального подхода к продаже алкоголя представителям молодёжи (закон «18+» по продаже спиртного вроде бы принят, но на деле он далеко не всегда работает) на деле приводит к колоссальным государственным убыткам, ведь именно государству, в конце концов, и приходится содержать целую армию инвалидов, представители которой и стали таковыми вследствие ранней алкоголизации и наплевательского отношения к собственному здоровью. Ведь, хочется надеяться, что государственному аппарату не выгодно, чтобы разум гражданина затуманивался с юных лет, в том числе и с помощью легкодоступного алкоголя...

Исходя из этого, тому же Минобрнауки не нужно работать над изобретением велосипеда, а нужно попросту взять позитивные зёрна ранее начавших свой путь общественных проектов и провести по-настоящему консолидированную работу без попытки перетягивать одеяло на себя. Ведь цель-то одна: уберечь российскую молодёжь от алкоголизации, что одновременно станет и одним из звеньев решения демографической проблемы, и проблемы повышения ответственности населения за своё собственное здоровье. А то ведь одной переподготовкой учителей здесь вряд ли можно обойтись…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа