Из тринадцати пунктов этих соглашений в течение 2015 года выполнен лишь первый пункт с большим вопросом. Вопрос в том, что обстрелы не прекращены. Режим «полной тишины», на котором настаивал накануне в Киеве представитель президента РФ Борис Грызлов, как пишут, не продержался и суток. Периодические обстрелы с украинской стороны – это реальность, на которую СМИ в РФ перестали обращать пристальное внимание, переключившись на удары ВКС РФ по террористам в Сирии.
Между тем, Владислав Сурков назвал свое общение с Нуланд «мозговым штурмом». Это означает, что он искал компромиссы, а судя по тому, что переговоры продолжались не менее шести часов, американская сторона не очень-то «двигалась». С учетом того, что американский представитель осталась довольна результатами, это означает, что жизнь жителей Донбасса в ближайшее время точно не улучшится. Не улучшится она и у кремлевской администрации, несмотря на все компромиссы. Встречались в Калининграде якобы потому, что Сурков на территории Европы находится в режиме санкций. Одновременно стало известно, что Германия отказала в визе главе Министерства сельского хозяйства РФ Александру Ткачеву, так что высший административно-политический состав РФ по-прежнему «не выездной». Высокие господа не желают их видеть в осаждаемой теперь выходцами из Азии и Африки «благословенной Европе».
Что касается Петра Порошенко, то это роль обычной марионетки, которая зачастую остается за кадром серьезных переговоров. Судьба Донбасса решается без него. Петру Порошенко отведена чисто исполнительская роль, то есть, как скажут «американские партнеры», так он и сделает. Встретить, накрыть на стол, проводить гостей, что-нибудь сказать журналистам по поводу российской агрессии и европейских ценностей. И больше, пожалуй, ничего. Дальше можно заниматься конфетами и тому подобным.
В общем, если оценить ситуацию трезво, контакты Суркова с Нуланд, а Грызлова с Порошенко, ситуацию для Донбасса скорее, не разряжают, а обостряют. Основных вопросов три: особый статус, украинские войска на границе с РФ, выборы по украинскому законодательству. Считается, что от того, в какой последовательности их выполнять, будет считаться, кто же выиграл. На самом деле, при любых обстоятельствах, как только украинские войска вновь окажутся у границы с РФ, все прочее сложится автоматически. Администрации и законы теперь меняются очень стремительно. Или в Кремле серьезно верят, что американская администрация перед изгоями Европы будет выполнять ранее данные смешные «тактические обязательства»(?). Тогда есть смысл и дальше тренироваться в «мозговом штурме». Если конечно, Россия просто не тянет время, надеясь на помощь свыше, которая была обещана.
Однако, судя по развитию событий с момента подписания Минских соглашений, в этом есть серьезные сомнения. Заметно, что за время с момента воссоединения Крыма, стратегическая позиция у России сильнее явно не стала. К чему же готовятся в РФ на фоне экономических санкций, падения нефти и войне с терроризмом в Сирии, а также перестрелок в Донбассе и осложнения с Турцией(?). Судя по всему, к миру в Сирии и Донбассе на любых приемлемых условиях и к проведению футбольного чемпионата.
Между тем, реальным компромиссом ситуация вряд ли закончится. Просто потому что США любыми путями пытается доказать оппонентам и зрителями свой статус сверхдержавы. И до американских выборов будет сделано все, чтобы подготовить условия для игры с «чистого листа» на достигнутых позициях и уровнях. Российскую и китайскую проблему будет поручено решать не Обаме, а другому человеку. Именно на эту тему сейчас в США идет кастинг кандидатов в президенты. Нужен новый человек, который будет жестко или мягко проводить политическую волю. Администрация Обамы создает экономическое и внешнеполитическое поле для решения последующей задачи.