По данным ведомства, рост цен в рублях составил 4,8% при официальном уровне инфляции в 12,9%.
Во многих странах мира снижение цен на нефть вызвало ощутимое снижение цен на бензин. По данным портала GlobalPetrolPrices.com, за последний квартал 2015 года в Европе бензин подешевел в среднем на 4%, а в США — 11%.
При этом в России снижение цен в долларовом выражении составило лишь 1,6%.
«Высокие розничные цены — это единственный способ нефтяников добрать те деньги, которые они теряют за счет падения цен на нефть, введения налогового маневра и прочих факторов», — заявил Би-би-си руководитель информационного направления исследовательской группы «Петромаркет» Александр Былкин.
По его мнению, здесь также есть место компенсации ценой при меньшем объеме продаж, поскольку спрос на нефтепродукты на территории России снижается.
В свою очередь партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин отмечает, что российские власти считают бензин предметом роскоши для населения, а его розничную продажу — важным источником доходов, отказываться от которого они не будут.
Русская служба попросила Михаила Крутихина объяснить, почему в России нет очевидной корреляции между мировой ценой на нефть и внутренней ценой на бензин и есть ли из этой ситуации выход.
Предмет роскоши
Би-би-си: Почему в России сильное понижение цен на нефть не приводит к хоть сколько-нибудь ощутимому для граждан снижению цен на бензин?
Михаил Крутихин: Давайте по трем пунктам пройдемся. Первое: в цене бензина в России больше 60% — это налоги, то есть то, что отбирает правительство. Бензин у нас считается предметом роскоши, поскольку с него берется даже акцизный налог, как с золота, табака, алкогольных изделий и так далее. Пункт номер два: президент России во время своей «прямой линии» с народом в 2010 году прямо ответил на этот вопрос. Ему вообще каждый год задают про бензин вопросы. Он тогда сказал, что необходимо помочь нефтяным компаниям, которые испытывают проблемы в связи с невысокими ценами на нефть. Во-вторых, он сказал, что если вы уже смогли купить себе автомобиль, то уж на бензин у вас деньги найдутся обязательно. И третье: я должен сказать, что если цены на бензин на российских бензоколонках переводит в твердую валюту, скажем, в доллары, то мы увидим, что цены действительно не повышаются, а понижаются, поскольку они отражены в рублях. Другое дело, что покупать бензин должны российские граждане, которые получают отнюдь не доллары, а эти вот самые рубли. Что касается долларов, то там действительно работают интересы нефтяных компаний, которые видят свою прибыль от экспорта именно в долларах, поэтому, если в абсолютном выражении бензин в России дешевеет, то для потребителей российских он, конечно, не дешевеет.
Би-би-си: Можно ли сказать, что сбыт готовых нефтепродуктов российскому потребителю — единственная сфера, в которой нефтяные компании сейчас могут компенсировать убытки от падения цен на нефть, которые сказываются на доходах от экспорта?
М. К.: Нет, это неверно. Дело в том, что в связи с изменением цен на нефть российские нефтяные компании страдают гораздо меньше, чем российский бюджет, поскольку два основных налога — экспортная пошлина на вывоз сырой нефти и налог на добычу полезных ископаемых — взимаются с экспортной цены нефти и, к тому же, имеют прогрессивное значение. Если цена на нефть падает, например, на 40%, то страдает государство, а для нефтяных компаний падение заработка составляет примерно 10%. Поэтому нефтяные компании здесь страдают в меньшей степени, более того, они даже немного выигрывают от сокращения курса рубля по отношению к доллару, потому что, опять-таки, зарабатывают они в дорогих долларах, а расплачиваются — с поставщиками, с рабочей силой, за электроэнергию внутри России — в российских подешевевших рублях. Здесь тоже некоторая выгода. Нельзя говорить, что российские нефтяные компании страдают от снижения цен, прежде всего страдает российский федеральный бюджет.
Чего ждать в 2016 году?
Увеличить