Первый и странный

 »   » 
  • Опубликованно
  • Первый и странный


Сорок лет назад, 28 декабря 1975 года, в состав ВМФ СССР вошел первый авианосец. По итогам основного этапа государственных испытаний был подписан акт приемки «Киева» — противолодочного крейсера с авиационным вооружением проекта 1143, характеристики и предназначение которого до сих пор остаются предметом споров.

Герой своего времени


Необычный для авианесущего корабля класс достался по наследству от противолодочных крейсеров (крейсеров-вертолетоносцев) проекта 1123. В конце 60-х годов в состав ВМФ СССР вошли два корабля, построенных по этому проекту, — «Москва» и «Ленинград». Противолодочные крейсеры проекта 1123 создавались по популярной в то время концепции крупного противолодочного корабля, сочетавшего крейсерское вооружение и скорость с крупной вертолетной авиагруппой, — полноценные противолодочные вертолеты тогда только начали появляться.

Для обеспечения действия сразу нескольких машин крейсеры-вертолетоносцы оснащались большой взлетно-посадочной площадкой и ангаром. На крейсерах проекта 1123 размещалось 14 противолодочных вертолетов, способных взлетать с четырех взлетных позиций.

Другое увлечение 60-х — самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП) — не могло не вызвать желания оснастить эти крейсеры такими революционными летательными аппаратами. В Великобритании на палубе авианосца «Арк Роял» в 1963 году прошли испытания самолета «Хоукер» P.1127 — прототипа знаменитого «Харриера». В СССР в то же время велась своя программа СВВП, в рамках которой создавался штурмовик Як-36. Из множества проектов того времени только эти два были доведены до серийного производства.

Третий корабль проекта 1123 планировалось построить по доработанному под базирование СВВП проекту 1123.3, с увеличенной полетной палубой и авиагруппой из 20-22 летательных аппаратов. Корабль логично получил имя третьего по значению города СССР — «Киев». В 1968 году строительство началось, однако практически сразу было прекращено в связи с решением разработать новый корабль значительно больших размеров и водоизмещения — для полноценного удовлетворения требованиям флота. В 1969 году утвердили эскизный проект 1143 (шифр «Кречет»), а 21 июля 1970-го состоялась закладка корабля, к которому перешло имя «Киев».


Штурмовик Як-38 на территории военно-морского музейного комплекса в Балаклаве.
Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

Параллельно со строительством корабля шли испытания самолета. 18 ноября 1972 года летчик-испытатель М.С. Дексбах совершил на прототипе Як-36М (в серии Як-38) первую посадку на палубу противолодочного крейсера «Москва», на которой была оборудована специальная площадка с термостойкими плитами. 26 декабря того же года «Киев» был спущен на воду, достройка продолжилась на плаву. В тот же день на освободившемся стапеле «0» был заложен следующий корабль — «Минск». В дальнейшем традиция закладки нового корабля одновременно со спуском корпуса предыдущего продолжилась. В конце 1975 года по результатам ходовых испытаний корабль был принят флотом. Однако испытания комплекса вооружения прошли только в следующем году — это было вызвано задержкой поставок «главного калибра» — пусковых установок ракетного комплекса «Базальт».

Именно комплекс вооружения стал визитной карточкой проекта 1143 — одновременно поводом для гордости и для критики. На «Киеве» и «Минске» в него входили, кроме восьми пусковых установок тяжелых ПКР большой дальности П-500 (боезапас 16 ракет, могли оснащаться ядерной боевой частью), две двухорудийные универсальные пушечные установки АК-726, противолодочный ракетный комплекс «Вихрь» (мог использоваться для поражения как надводных, так и подводных целей, оснащался только ядерной боевой частью), реактивные бомбометы РБУ-600 и даже два пятитрубных торпедных аппарата.

Зенитные средства самообороны были представлены ракетными комплексами «Шторм» и «Оса-М» и шестиствольными пушечными установками АК-630. Перечисленный комплекс вооружения на момент создания корабля был одним из самых (если не самым) мощных в мире и превзойден на советском флоте только с появлением крейсеров проекта 1164 «Атлант» и их более крупных атомных собратьев проекта 1144 «Орлан». Неудивительно, что после испытаний ударного комплекса и принятия «Базальта» на вооружение «Киев» был переклассифицирован из «противолодочного с авиационным вооружением» в «тяжелый авианесущий».

Следует отметить, что эти перипетии касались нашего взгляда на корабли — за рубежом они в большинстве справочников классифицировались просто как авианосцы. Этот факт служит дополнительным подтверждением того, что официальное название отечественных авианесущих кораблей крейсерами не связано с желанием обеспечить свободный проход через черноморские проливы — с точки зрения буквы конвенции Монтрё если не «Киев», то «Адмирал Кузнецов», «Варяг» и недостроенный «Ульяновск» совершенно однозначно рассматривались как авианосцы.

В то время вопрос прохода через проливы авианосцев черноморских государств был прописан недостаточно четко и трактовался Турцией в пользу СССР. Только несколько лет назад МИД Турции разъяснил, что отныне авианосцы причерноморских государств тоже не имеют права проходить через проливы.

В дальнейшем вооружение в серии оптимизировалось. Если «Минск», переданный флоту в сентябре 1978 года, в общем и целом был копией «Киева», с изменениями, которые можно рассматривать как «работу над ошибками», то сданный в 1982 году «Новороссийск» отличался довольно существенно. Так, было решено отказаться от второго боекомплекта комплекса «Базальт» — трудоемкая перезарядка занимала до четырех часов, и было решено, что в реальной обстановке на это не окажется времени. Вместо него был размещен дополнительный запас авиатоплива. Не был установлен ЗРК «Оса-М» — планировалось заменить его на «Кинжал», но промышленность не сдала его вовремя. Отказались от совершенно архаичных торпедных аппаратов. Обновлено было и радиоэлектронное оборудование.


Авианосец «Викрамадитья» (переоборудованный авианесущий крейсер «Адмирал Горшков») в Северодвинске.
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Задержала сдачу корабля неудачная идея с размещением под тремя взлетными площадками газоотводящих устройств — считалось, что у перспективных Як-41 температура выхлопных газов будет больше. Сначала врезка их на почти готовый корабль, а потом еще одна перепланировка с размещением вместо газоводов различных вспомогательных помещений задержали сдачу корабля более чем на год.

Четвертый корабль в серии — «Баку», сданный в 1987 году, отличался уже столь значительно, что иногда выделяется в отдельный подтип. Была уменьшена длина надстройки и увеличена площадь полетной палубы, усилена конструктивная защита корабля и комплекс вооружения. Так, количество пусковых установок комплекса «Базальт» увеличили до 12, калибр орудийных установок — до 100 мм, наконец установили ЗРК «Кинжал» вместо «Шторма» и «Осы-М». Отказались от противолодочного комплекса «Вихрь». На «Баку» отрабатывались многие новшества, которые планировалось внедрять в дальнейшем на авианосцах, предназначенных для базирования самолетов горизонтального взлета. Одним из интересных опытов было покрытие надстройки многослойным радиопоглощающим материалом.

Эксперимент вертикального взлета


Авиагруппа «Кречетов» была представлена 36 летательными аппаратами — вертолетами семейств Ка-25 и Ка-27 и СВВП Як-38/38М. Они занимали примерно одинаковые площади, поэтому принято считать, что комплектоваться могли в любом соотношении — в зависимости от планируемых задач. «Емкость» корабля определялась по вместимости ангара — все 36 могли убираться с палубы. Когда говорят о «сотне и более» самолетов и вертолетов на авианосцах типа «Нимиц», следует иметь в виду, что части из них места под палубой не хватит, и в реальности оперируют авиагруппами значительно меньшего размера.

Основным камнем преткновения при современной оценке проекта 1143 как системы вооружения являются штурмовики семейства Як-38, о которых редко говорят что-то хорошее. Если оставить за скобками «детские болезни» и высокую аварийность, как правило, все сводится к утверждению, что дозвуковой самолет со слабым вооружением и относительно небольшим радиусом действия не нужен на корабле, оснащенном противокорабельными ракетами с дальностью действия до 500 километров. Но ракеты комплекса «Базальт» на корабле были буквально наперечет, и их недопустимо расходовать иначе, кроме как для залпового удара по соединению крупных кораблей НАТО, в первую очередь по американским авианосным ударным соединениям. Ракеты комплекса «Вихрь» также способны поражать надводные цели, но оснащаются только ядерными боевыми частями, что в известной степени ограничивает их применение. В такой ситуации требовалось средство для борьбы с некрупными надводными целями, от ракетных катеров до фрегатов, которые в то время зачастую не оснащались даже простейшими зенитно-ракетными комплексами и представляли собой легкую цель для штурмовиков (но в то же время серьезную угрозу для корабля). Кроме того, Як-38 могли наносить эффективные удары по наземным целям на прибрежных территориях, в том числе и тактическими ядерными бомбами.

Наиболее справедливой претензией к Як-38 является его неприспособленность к борьбе с воздушными целями. То есть для решения базовой задачи корабельной авиагруппы — противовоздушной обороны соединения — самолеты «Киева» не подходили. Як-38 не был оснащен радаром и, как следствие, мог обнаруживать и перехватывать воздушные цели только по целеуказанию РЛС корабля и в условиях хорошей видимости. Для поражения воздушных целей в арсенале были только ракеты ближнего воздушного боя Р-60, отсутствовала по соображениям экономии массы даже встроенная авиапушка. Малая длительность полета не позволяла обеспечивать дежурство в воздухе. Польза «Яков» была разве что в том, чтобы не позволять патрульным самолетам безнаказанно отслеживать перемещения крейсера, держась за пределами зоны поражения корабельных ЗРК.

В любом случае в корне неверно переносить претензии к самолетам на корабль. Срок службы крупного боевого корабля составляет десятилетия, и заканчивает он ее зачастую с совершенно другими летательными аппаратами на борту. В этом плане «Киеву» откровенно не повезло: их активная служба закончилась с распадом СССР, как раз когда проходил испытания перспективный палубный СВВП Як-141. Сверхзвуковой, оснащенный радаром, ракетами средней дальности «воздух-воздух», противокорабельными и противорадиолокационными ракетами, он бы перевел возможности авиагрупп крейсеров на качественно иной уровень. Кроме того, останься они на службе, они получили бы и другие новшества — например, вертолет дальнего радиолокационного обнаружения Ка-31, который позволил бы решить проблему обнаружения маловысотных целей на значительном удалении. А от перспективы модернизации на рубеже веков с заменой громоздких «Базальтов» и прочего вооружения в носовой части на универсальные вертикальные пусковые установки просто захватывает дух: получившийся авианосец-корабль-арсенал был бы практически идеальным средством поражения наземных целей в локальных конфликтах.


Вертолет Ка-31
Фото: Александр Поляков / РИА Новости

Однако в реальности завершение службы четырех крейсеров в отечественном флоте было стремительным и явно преждевременным. В 90-е годы на поддержание в составе флота кораблей, снова ставших по сути противолодочными (Як-38 практически перестали эксплуатировать после 1991 года, а Як-141 не довели до серии), денег явно не было — не хватало и на более нужные. Отчасти в этом вина флота: корабли с 70-х годов служили без должной береговой инфраструктуры, которая для них была только на Черном море, постоянно стоя на рейде, расходуя моторесурс и огромные средства. Неудивительно, что от них поспешили избавиться.

Однако обычно безжалостная к боевым кораблям отставка была довольно милосердна к «Киевам». Разделке на металл подвергся только «Новороссийск». «Киев» и «Минск» в Китае «работают» музеями-развлекательными центрами.

Лучше всего сложилась судьба «Баку». Сменив в 1990 году имя на «Адмирал Горшков», он в 1994 встал на ремонт после пожара. Возможно, из этого состояния он бы так и не вышел, но к кораблю проявили интерес за рубежом. В 2004-2012 годах «Горшков» по заказу Индии прошел глубокую модернизацию для обеспечения базирования самолетов горизонтального взлета и посадки, и с прошлого года является флагманом ВМС Индии под именем «Викрамадитья». Его авиагруппу составляют российские истребители МиГ-29К и вертолеты КБ Камова.

Характерной иллюстрацией того, как жизнь разбросала по миру наследие СССР, служит то, что одним из главных соперников «Викрамадитьи» на море является спроектированная в Невском проектно-конструкторском бюро и построенная на том же нулевом стапеле судостроительного завода в Николаеве «Рига», переименованная затем в «Варяг», а ныне в составе ВМС Народно-освободительной армии Китая носящая имя «Ляонин».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа