У москвичей традиционно много страхов, это именно то, что люди другой географии рождения называют московским снобизмом. Нет-нет, не снобизм. Это именно страх безработицы, уличной агрессии, темных улиц, мигрантов, электричек, междугородних автобусов и т.д. Список московских страхов бесконечен. От нескольких своих страхов я избавился с помощью путешествия на автобусе в Беларусь и обратно. Моими попутчиками в обе стороны были жители этой страны, работающие в России.
Итак, мне предстояло съездить на новогодние каникулы в Беларусь и вернуться под Рождество в Москву. Самолет, поезд или автобус? Вполне комфортабельный автобус из Москвы до Бобруйска стоит чуть больше тысячи рублей РФ в один конец и чуть больше двух тысяч в режиме туда-обратно. Я купил билеты и отправился в новогоднее социально-этнографическое путешествие.
В любом путешествии есть свои хитрости. Например, перемещаясь на международном автобусе можно спрогнозировать себе соседей с помощью срока покупки билетов. Билеты продаются с «носа», автолайнера, и первыми бронируют билеты предусмотрительные женщины, а чем ближе к дате отправки вы покупаете билет, тем больше у вас шансов сидеть в хвосте автобуса в чисто мужской компании работяг. Салон часто имеет ментальную градацию от носа к хвосту, по-разному одет и по-разному пахнет. На всех рейсах строго запрещено употребление спиртных напитков, но «хвост» точно будет пить из горла бутылок, чуть ближе к середине будут пластиковые стаканчики, середина будет аккуратно использовать фляги, а «нос» правил не нарушит. За десять часов пути пассажиры проголодаются, а купить что-то на коротких десятиминутных остановках не всегда получается, потому что нужно успеть постоять в двух очередях на заправке: в туалет и в кафе, а кроме того, покурить. В «носу» есть не принято, там едут предусмотрительные люди, а вот «хвост» тратя время остановок только на курение, через два-три часа пути начинает разворачивать кульки с колбасными бутербродами. Удивительно, что у незнакомых людей голод приходит одновременно и «хвост» мгновенно наполняется колбасными ароматами. Предлагать попробовать свой вариант бутерброда незнакомому соседу считается хороший тоном. На пути в Москву съестных запахов не будет. Все едут из-за обильных столов.
Загрузка вещей в трюмы автобуса в Москве и Беларуси тоже разнится. Из столицы везут огромные, но легкие тюки и сумки. Причина в московских гипермаркетах, в которых можно купить качественную одежду и бытовую химию в несколько раз дешевле. Обратно сумок будет меньше, но они, частую, будут тяжелее, потому что в них соления, а порой и лук, бурак(свекла) и знаменитая белорусская картошка. В Беларусь едет китайский опт, а в столицу агро-эксклюзив.
Никакой агрессии, ненормативной лексики, неуважения к возрасту или женщинам нет и в помине. Ощущение добрососедства и нужности друг другу. Снобизм и страхи порождают мифы, в которые мы потом с упоением верим. Только на границе, когда пограничник попросил предъявить паспорта в открытом виде, я увидел, что, насколько мне хватило взгляда, российский паспорт был лишь у меня. В тот момент меня посетило скромное озарение, что хорошо отрегулированные отношения между Россией и Беларусью не унижают права трудовых мигрантов и поэтому они уважают и себя и жителей России. Причин для агрессии просто нет.
По дороге в Бобруйск в «носу» автобуса, сидевшая недалеко от меня стильная дама на шестом десятке, украшенная бусами и самоцветами заметила, что водитель дважды на протяжении пяти минут зевнул. С решимостью школьного зауча она принялась выяснять сколько часов водитель спал, если ли сменщик и не подвергаемся ли мы риску. На пути в Москву через ряд от меня сидел системный администратор родом из Могилева, который объяснял своему соседу особенности операционной системы Windows 10 так ярко и красочно, что у меня сложилось ощущение что я посмотрел экспертный ролик или посетил лекцию для профессионалов.
Если вы умеете уважать людей, соседа по автобусу или по бывшему нахождению в составе СССР бояться вам нечего. Не лишайте себя путешествий.