Старый кинотеатр «Парадизо»

 »   » 
  • Опубликованно
  • Старый кинотеатр «Парадизо»

В дни рождественских каникул — именно в те дни, когда нет уже сил ни есть, ни пить, ни смотреть развлекательные программы по телевизору - «Гоголь-кино» предложит своим зрителям ни с чем не сравнимый опыт. Мы составили программу большого кино, снятого выдающимися режиссерами с участием великих актеров — настоящей мировой классики, практически не виданной никем из нас на большом экране.

Эти фильмы не показывают по телевидению. А смотреть их на компьютерном мониторе — издевательство над авторами этих титанических фресок, снятых именно и только для показа в кино, в доисторические времена, когда не было компьютеров и — страшно сказать — даже ТВ, к счастью, не было еще так уж распространено.

400 ударов

Дебют выдающегося французского режиссера Франсуа Трюффо "400 ударов" (1959) – полуавтобиографическое повествование о напряженных отношениях 12-летнего подростка с послевоенной реальностью и родителями, которым он не очень нужен. Не прибегая к сильнодействующим метафорам и обобщениям, Трюффо описывает знакомую ему реальность в формах самой реальности, но снимать непоэтическое кино он физически не способен. Талант, невозможный без активной работы души и сердца, умеет преобразить любую самую тягостную повседневность, развеять сгущающиеся над ней тучи прерывистыми лучиками нежности и счастья. Картина стала одним из ключевых произведений французской "новой волны", а сыгранный Жан-Пьером Лео мальчишка Антуан Дуанель - героем своеобразной саги Трюффо, которую он снимал на протяжении всей жизни. Чуть больше года назад я пересмотрел "400 ударов" на огромном экране Пьяццы Гранде на фестивале в Локарно — ощущения были непередаваемые: ты как будто оказываешься внутри картины выдающегося художника-классика совершенно музейных времен (так уже не выглядят ни Париж, ни парижане, так уже не рисуют и не снимают кино), и в то же время смотришь абсолютно актуальное произведение искусства.

Фреску Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (1960) никак не отнесешь к «музейному» кино — оно живее всех сегодняшних фильмов. Это один из наиболее влиятельных шедевров за всю историю существования кинематографа и, возможно, вообще самое главное кино за все послевоенное время, включая и наши дни. Это доказал Паоло Соррентино, в своей "Великой красоте" - своеобразном ремейке «Сладкой жизни» - «продолживший» вслед за Феллини портрет утопающего в декадентской неге современного ему Рима. Соррентино заимствовал у Феллини и калейдоскопичную эпизодическую структуру, и манеру бессюжетного скольжения, и острую эксцентричность рисунка, и сюрреалистические пространственные построения. Но какое бы удовольствие ни доставлял просмотр «Великой красоты», невозможно отделаться от мысли о том, что время великих авторов-демиургов необратимо прошло, им на смену пришли авторы-дизайнеры. Самое время прикоснуться к истокам!

Новый кинотеатр Парадизо

В одном из главных европейских хитов 1980-х, «Новом кинотеатре Парадизо» («Оскар» за лучший иностранный фильм, 1989) режиссер Джузеппе Торнаторе, как и Трюффо, рассказывает автобиографическую историю послевоенного взросления — но жизнь его малолетнего альтер эго преображена волшебством кино. Как и Соррентино, Торнаторе одержим рефлексией по ушедшим временам, по Большому Кинематографу. Как и у Соррентино, цитаты из Феллини переполняют все его творчество — но он старше, и в этом поклонении меньше холодного эстетизма, больше ностальгии и реальной душевной драмы.

Этот нежнейший, щемящий «семейный фильм» — идеальное предрождественское зрелище, вот почему мы покажем его вечером 6 января.

Бассейн

Эротический триллер «Бассейн» (1969) крепкого профи Жака Дерэ не отнесешь к великой классике, но в нем снялась одна из самых иконографических пар в истории кино, Ален Делон и Роми Шнайдер. Ко времени съемок они расстались, но — до самой трагической смерти Роми - сохранили мучительную привязанность друг к другу. Печаль и магия их отношений испепеляет экран, а сам фильм, хоть и считавшийся в революционном 1969-м «папиным кино», только что стал основой для работы представителя нового европейского кинопоколения. Надежда итальянского кино Лука Гуаданьино снял ремейк «Бассейна» под названием «Большой всплеск» с Тильдой Свинтон, Матиасом Шунартсом, Рейфом Файнсом и Дакотой Джонсон в главных ролях. Мы надеемся показать в «Гоголь-центре» эту картину, а пока давайте вспомним оригинал.

Рокко и его братья

С «Рокко и его братьями» дело обстоит ровно противоположным образом. На сцене «Гоголь-центра» не первый год с большим успехом идет инсценировка сценария одного из самых хрестоматийных киношедевров ХХ века. Драматург Михаил Дурненков лихо перенес действие великого фильма Лукино Висконти, разворачивающееся в конце 1950-х годов в довольно мирном по нашим нынешним меркам Милане, в сегодняшнюю (или вчерашнюю?) разнузданную Москву. А кинорежиссер Алексей Мизгирев подошел к висконтиевскому материалу как к классике практически шекспировского накала, шекспировской степени обобщения. И вписал вечный сюжет (кровные узы, любовный треугольник, молотилка большого города) в хорошо знакомые ему обстоятельства повседневной московской живодерни - сотворил оммаж классику, нисколько не пожертвовав собственным творческим эго... Оказалось, что среди поклонников этого спектакля мало кто видел вдохновивший его фильм. Эту возможность мы предоставим в январе, попутно отметив 80-летие Алена Делона, представшего у Висконти в качестве реинкарнации Христа, родившегося в многодетной итальянской семье в послевоенные годы, выучившегося боксировать, но не разучившегося подставлять другую щеку.

Этого точно не станут делать героини лучшего фильма «позднего» Клода Шаброля «Церемония» (1995) — женщины низшего сословия, прислуга и почтальонша в нездешнем исполнении уникальных Изабель Юппер и Сандрин Боннэр. Прекрасные злоумышленницы не собираются мириться с социальным неравенством и несправедливостью и ответят хозяевам жизни (элегантная Жаклин Биссет и отец Венсана Касселя Жан-Пьер) жестко и симметрично. Острая антибуржуазная парабола и замечательный кинодетектив по мотивам Рут Рэндалл завершит «французский день» рождественского Гоголь-кино, 5 января. Но 6 января будет новый день, «итальянский»...

5 января

15.00 - "Бассейн" (1969 год) режиссер Жак Дерэ / в ролях: Ален Делон, Роми Шнайдер

18.00 - "Четыреста ударов" (1959) режиссер Франсуа Трюффо / в ролях Ж-П. Лео, Клер Морье, Альбер Реми

21.00 - "Церемония" (1995) режиссер Клод Шаброль / в ролях Изабель Юппер, Сандрин Боннер, Ж-П. Кассель, Жаклин Биссет

6 января

14.00 - "Рокко и его братья" (1960) режиссер Лукино Висконти / в ролях Ален Делон, Анни Жирардо, Ренато Сальватори

18.00 - "Сладкая жизнь" (1960) режиссер Федерико Феллини / в ролях Марчелло Мастроянни, Анита Экберг, Анук Эме

21.30 - "Новый кинотеатр "Парадизо"" режиссер Джузеппе Торнаторе / в ролях Филипп Нуаре, Жак Перрен

Зрителей приглашают на "Большие фильмы на большом экране"

Билеты на сайте «Гоголь-центра»


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Читайте также

Мультимедиа